Сибирские огни, 1988, № 5
нравственное обмельчание интеллигента. Гаврил Андреевич Бадер пошел на смерть, ни на йоту не поступившись своим челове ческим достоинством. Во время войны нем цы приняли его за еврея, а он не захотел объяснять им, что он русский. Его сын Андрей, известный пианист, во время окку пации через полгода после гибели отца вы шел на сцену и играл захватчикам, «кон церт... стал его бесчестьем». Его внук Ар тем, беспринципный, жаждущий легкой жизни, предавший своего научного руково дителя, ради обладания материальными ценностями убил женщину, когда она стала иметь виды на имущество его отца. После довала горькая расплата за «его желание подладиться под тех, кто считается именно сегодня, в конце семидесятых, сильным, же лание вырваться или, как он сам иногда называет, прорваться в некий избранный круг любыми путями». Потребительская психология, легковесная устремленность к материальным благам, к внешне красивой жизни, стремление во что бы то ни стало избегнуть участи обыкновенного человека уничтожили в нем человеколюбие, доброту, чувство ответственности за свое поведение. Следует отметить, что в советской литера туре подчас недостаточно глубоко раскры валась основополагающая роль обществен ных обстоятельств в судьбах героев. Писа тели взваливали на плечи персонажей непо сильные задачи и заставляли их совершать такое, чего в жизни они сделать не смогли бы. В связи с этим можно вспомнить хотя бы Настю Ковшову из опубликованной в 50-е годы «Повести о директоре МТС и главном агрономе» Г. Николаевой. Из ряда художественных произведений следовало, что мы уже полностью решили поставлен ную самой историей, самим развитием че ловеческой цивилизации задачу, вытекаю щую из известного положения К. Маркса: «Если характер человека создается обстоя тельствами, то надо, стало быть, сделать о б стоятельства человечными» (Маркс К., Энгельс Ф.- Соч., т. 2, с. 145). Это необхо димейшее очеловечивание обстоятельств — постоянный, диалектически развивающийся процесс, со своими постоянно вытекающими сложностями и противоречиями, он силь нейшим образом воздействует на формиро вание нашей нравственности. Не так уж редко писатели стремились представить в качестве положительных ге роев таких, которые в действительности ока зывались инфантильными, к тому же стра дали заданной нормативностью, прямолиней ной социальной детерминированностью, от сутствием достаточно глубокой психологи- . ческой мотивировки их поведения, они по- настоящему не взвешивались на суровых — истинно реалистических — весах обстоя тельств. Такие суждения справедливы и по отношению к ряду героев В. Кожевникова и М. Колесникова, у них высокосознатель ные рабочие и инженеры вели явно облег ченную борьбу, действовали в приукрашен ных общественных обстоятельствах. В современной литературе появилось мно го и так называемых амбивалентных героев, нравственно не состоятельных, благополуч ных в жизни, индиферентных «к большой идеологйи, к большой политике» (А. Проха нов), героев с неудавшейся жизнью, с лич ными неурядицами (их судьба зависит не столько от общественных, сколько от быто вых обстоятельств), героев с задатками, у с - - тановками и манерами тех «энергичных лю дей», которые умеют урвать себе кусочек послаще и пожирнее и которых с меткой выразительностью изобразил В. Шукшин. Среди них затерялся, как в глухом лесу, умный и сильный герой с подлинно народ ным взглядом на жизнь, с высокоразвитым чувством собственного достоинства, такой, который бы по-настоящему воплотил в себе революционный, дух нашего общества, кото рый бы с высоты общегосударственной точ ки зрения оценивал действительность и всю свою страстную убежденность в великой силе нашего народа выявил в решительном действии, в борьбе за новые формы жизни, новую мораль. Об этом недавно с тревогой писал П. Проскурин: «Уже на протяжении довольно длительного времени в нашей ли тературе наблюдается тенденция к посте пенному исчезновению созидающего, строя щего героя» (П. Проскурин. Вечное поле.— «Правда», 1987, 26 апреля). Ратуя за глубоко мыслящего, активного, крупного героя, многие деятели литературы и искусства подчеркивают его огромную мо билизующую роль. Всенародно известный артист Н. Крючков писал в статье «Серая волна» в море кино» («Литературная газе та», 1986, 1 января): «Думаю , когда-то мне дали орден Ленина не столько за роль Кли ма в «Трактористах», сколько за то, что сотни тысяч парней вслед за ним отправи лись в деревни, чтобы «оседлать» трактора. Когда маршал Р. Я. Малиновский вручал мне именной офицерский кортик, он так и сказал: «За твой мобилизующий пример!» А один генерал-танкист и вовсе озадачил: «В от кто виноват в моей профессии...» — то он Сергея Луконина, конечно, имел в ви ду, — «парня из нашего города». Вдумай тесь только, какая ответственность ложит ся на актера, если для зрителя он заодно с героем!» Как неоднократно писали в газе тах читатели, они ж аж дут идеала, их не удовлетворяют амбивалентные персонажи, надоели герои, погруженные в узкий мирок быта, пасующие перед трудностями, сгибаю щиеся перед обстоятельствами. Но почему же очень мало в современной советской литературе крупных, глубоко на родных по своему нравственному содержа нию характеров? Да потому, иногда отве чают, что наше время не для героических характеров, поскольку они рождаются «в переломные эпохи, в пору революционных битв и социальных потрясений» (А. Афа насьев). Следует согласиться с тем, что само время накладывает отпечаток на пове дение человека и на само проявление и понимание героического в жизни. Во время Отечественной войны наш народ дал столько известных всем героев, бес страшные подвиги которых с неопровержи мой очевидностью свидетельствовали об их благородстве, самоотверженной готовности отдать свою жизнь за Родину, сколько в мирное время не появится за целое столе тие. В пору чрезвычайных военных потря сений солдат становится на самую грань жизни и смерти, отрешается от всего обы денного, мелкого, взвешивает свои поступ ки на самых высоких нравственных весах, он всем своим существом чувствует нера сторжимую слитность своей судьбы, судь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2