Сибирские огни, 1988, № 5

КРИТИКА ЛИТЕРАТЫРОВЕАЕНИЕ А. ОГНЕВ ГЕРОЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА П роблема героя — основополагающая, ключевая для развития и понимания литературы. Недаром в нашей печати не раз скрещивались критические копья вокруг вопроса: каков он, герой советской литературы? Каково его социальное и нрав­ ственное содержание? Насколько правдиво и глубоко он отражает нашу жизнь с ее разнообразными конфликтами и острейши­ ми проблемами? Что хочет сказать писатель, изображая его, какими идеалами, какими устремлениями освещается его поведение и поступки? Если говорить обо всем историческом опы­ те советской литературы, то следует отме­ тить, что она концентрирует главное внима­ ние на росте сознательности, духовном возвышении человека, она выдвинула на пер­ вый план активную роль человека, преобра­ зующего общественные обстоятельства. О с­ новное место в ней занял герой-борец, ге­ рой-оптимист, создатель нового типа общ е­ ственных отношений. В литературе критического реализма ге­ рой чаще становится жертвой обстоятельств, которые нравственно опустошают его и раз­ рушают как личность. В советской литера­ туре 60-х — 80-х гг. встречается немало ге­ роев, судьба которых сложилась печально в силу воздействия неблагоприятных общ ест­ венных обстоятельств. С внешней стороны эти герои как бы повторяют судьбу своих предшественников из классической литерату­ ры. В связи с этим можно вспомнить опу­ бликованную еще в 60-е годы повесть «Поденка — век короткий», в которой В. Тендряков, зорко всматривающийся в острые социальные проблемы советской жиз­ ни, выступил против показухи, против на­ рушения норм социалистической морали. Он изобразил драму энергичной, много ра­ ботающей колхозницы Насти, не способной к верной самостоятельной оценке окруж аю ­ щих ее людей. Оказавшись в жизненном ту­ пике, совершив преступление, она мучитель­ но терзается оттого, что не могла противо­ стоять председателю Артемию Богдановичу, подтолкнувшему ее на гибельный путь. Да, она сама виновата, и потому она судит, казнит себя, но не в меньшей степени вино­ вато районное и колхозное руководство, ко­ торое скрутило, изломало ее судьбу, она ста­ ла жертвой обстоятельств. В 1844 г. К. Маркс подметил, что «в прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценивание человече­ ского мира» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ран­ них произведений.— М., 1956, стр. 560). Это обесценение способствует разрушению ис­ тинно человеческих связей, духовному ра­ зобщению людей. Грустно сознавать, что в наше время эта стоимость мира вещей в сознании определенного слоя советских лю­ дей повысилась настолько, что стала серь­ езно обесценивать человеческий мир. В этом отношении интересен образ Паши Коз­ ловского из повести А. Шавкуты «В ер­ ность» (1986), задавшегося целью как можно быстрее купить машину. Ради нее он много работает и экономит на всем. Паша несколько похож на маленько­ го чиновника из чеховского рассказа «Кры ­ жовник», всепоглощающее стремление этого чиновника приобрести усадьбу с огородом и кустами крыжовника постепенно духовно обесценило его как личность, превратило в бездушного эгоиста, тирана, скупца, ум о­ рившего голодом женщину, на которой он женился ради денег. Нет, Паша не таков, он был лишь в самом начале того жизненного пути, который привел чеховского чиновника к полной духовной деградации, к потере всего того, что составляет счастье и смысл настоящей жизни Иное теперь время, и по- иному теперь приходится расплачиваться за то, что пытаешься жить по законам прош­ лого времени. У Светланы и Паши разные ценности стоят на первом плане, и с тече­ нием времени все более отчетливо обнару­ живается у них разное понимание счастья. Она заявила ему: «М ожно и без денег сча­ стливо прожить! Без машины». Полюбив другого, она ушла от мужа. Только тогда стало доходить до Паши, что она, наверное, права, что счастье не в деньгах, не в «В ол ­ ге». Однако духовное прозрение пришло слишком поздно, полной неудачей окончи­ лись отчаянные попытки Паши вернуть ж е­ ну, которую он продолжал любить и жизнь без которой потеряла для него всякий смысл. Финал повести трагичен: Паша повесился и тем самым вынес безоговорочный приговор своей жизни, тем ценностям, которым он долго поклонялся. В романе А. Марьянина «Третье поколе­ ние» (1986) художественно исследуется

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2