Сибирские огни, 1988, № 5
КРИТИКА ЛИТЕРАТЫРОВЕАЕНИЕ А. ОГНЕВ ГЕРОЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА П роблема героя — основополагающая, ключевая для развития и понимания литературы. Недаром в нашей печати не раз скрещивались критические копья вокруг вопроса: каков он, герой советской литературы? Каково его социальное и нрав ственное содержание? Насколько правдиво и глубоко он отражает нашу жизнь с ее разнообразными конфликтами и острейши ми проблемами? Что хочет сказать писатель, изображая его, какими идеалами, какими устремлениями освещается его поведение и поступки? Если говорить обо всем историческом опы те советской литературы, то следует отме тить, что она концентрирует главное внима ние на росте сознательности, духовном возвышении человека, она выдвинула на пер вый план активную роль человека, преобра зующего общественные обстоятельства. О с новное место в ней занял герой-борец, ге рой-оптимист, создатель нового типа общ е ственных отношений. В литературе критического реализма ге рой чаще становится жертвой обстоятельств, которые нравственно опустошают его и раз рушают как личность. В советской литера туре 60-х — 80-х гг. встречается немало ге роев, судьба которых сложилась печально в силу воздействия неблагоприятных общ ест венных обстоятельств. С внешней стороны эти герои как бы повторяют судьбу своих предшественников из классической литерату ры. В связи с этим можно вспомнить опу бликованную еще в 60-е годы повесть «Поденка — век короткий», в которой В. Тендряков, зорко всматривающийся в острые социальные проблемы советской жиз ни, выступил против показухи, против на рушения норм социалистической морали. Он изобразил драму энергичной, много ра ботающей колхозницы Насти, не способной к верной самостоятельной оценке окруж аю щих ее людей. Оказавшись в жизненном ту пике, совершив преступление, она мучитель но терзается оттого, что не могла противо стоять председателю Артемию Богдановичу, подтолкнувшему ее на гибельный путь. Да, она сама виновата, и потому она судит, казнит себя, но не в меньшей степени вино вато районное и колхозное руководство, ко торое скрутило, изломало ее судьбу, она ста ла жертвой обстоятельств. В 1844 г. К. Маркс подметил, что «в прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценивание человече ского мира» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ран них произведений.— М., 1956, стр. 560). Это обесценение способствует разрушению ис тинно человеческих связей, духовному ра зобщению людей. Грустно сознавать, что в наше время эта стоимость мира вещей в сознании определенного слоя советских лю дей повысилась настолько, что стала серь езно обесценивать человеческий мир. В этом отношении интересен образ Паши Коз ловского из повести А. Шавкуты «В ер ность» (1986), задавшегося целью как можно быстрее купить машину. Ради нее он много работает и экономит на всем. Паша несколько похож на маленько го чиновника из чеховского рассказа «Кры жовник», всепоглощающее стремление этого чиновника приобрести усадьбу с огородом и кустами крыжовника постепенно духовно обесценило его как личность, превратило в бездушного эгоиста, тирана, скупца, ум о рившего голодом женщину, на которой он женился ради денег. Нет, Паша не таков, он был лишь в самом начале того жизненного пути, который привел чеховского чиновника к полной духовной деградации, к потере всего того, что составляет счастье и смысл настоящей жизни Иное теперь время, и по- иному теперь приходится расплачиваться за то, что пытаешься жить по законам прош лого времени. У Светланы и Паши разные ценности стоят на первом плане, и с тече нием времени все более отчетливо обнару живается у них разное понимание счастья. Она заявила ему: «М ожно и без денег сча стливо прожить! Без машины». Полюбив другого, она ушла от мужа. Только тогда стало доходить до Паши, что она, наверное, права, что счастье не в деньгах, не в «В ол ге». Однако духовное прозрение пришло слишком поздно, полной неудачей окончи лись отчаянные попытки Паши вернуть ж е ну, которую он продолжал любить и жизнь без которой потеряла для него всякий смысл. Финал повести трагичен: Паша повесился и тем самым вынес безоговорочный приговор своей жизни, тем ценностям, которым он долго поклонялся. В романе А. Марьянина «Третье поколе ние» (1986) художественно исследуется
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2