Сибирские огни, 1988, № 5

сей Георгиевич: жениться или подождать? — Я сторонник оптимистического мнения. Жениться надо — но при условии, если это решение носит серьезный характер. Сегодня для многих стало ясно, что поздние браки несут за собой шлейф негативных социаль­ ных и моральных последствий. К тому же на период обучения ЦЖК обеспечивает все студенческие семьи жильем. Проблемы, проблемы... Первый призыв студентов в армию — не последний. Систе­ ма связей университета с проходящими служ бу студентами, при всем ее первона­ чальном успехе, требует отладки и дальней­ шего совершенствования. Вроде бы из минувшего десятилетия слова — «дальней­ шее совершенствование», однако здесь-то они как раз впору. Комсомольцы НГУ считают недостаточными затраты на формирование агитбригад в армию — и сами решают помочь университету. Отчетно-выборная комсомольская конференция НГУ принимает резолюцию: обязать стройотряды в течение учебного года отработать на субботниках некоторое количество дней в особый фонд — «фонд армейских агитбригад». 4. ПОЧТИ РЕЗЮМЕ ...Описывая элементы «сконструирован­ ной» в Новосибирском университете «систе­ мы возврата» студентов, уволенных в запас, я отдавал себе отчет в том, что суммирую некоторый коллективный опыт. А с опытом мы привыкли обходиться просто. Не вдава­ ясь в социологические или психологические тонкости, берем этот опыт — и словно удобрение пытаемся разнести его по макси­ мально широкой площади: «переносим», «распространяем», «делимся» и так далее. Но можно ли приспособить вуз к условиям отсрочки, не перестроив взаимоотношений в его стенах, не обновив сам стиль жизни этого вуза? Считаю, что нет. Смысл уни­ верситетского опыта — не в тех или иных мероприятиях, а в явлениях более широ­ ких: партнерстве вуза и студента, в инди­ видуальном подходе первого ко второму, в отношениях, окрашенных живым человечес­ ким чувством: «Родной Универ...» К превеликому сожалению, даже сегодня, в пору решительной перестройки высшей школы, не перевелись в Сибири вузы, где написанные выше слова просто не поймут. Не поймут студенты: примут за лакировку, преувеличение, фантазии. Не поймут препо­ даватели и администрация, привыкшие отно­ ситься к студентам, как цыган из старого анекдота к своим отпрыскам: проще новых завести, чем этими заниматься. Такие вузы ^ я назову их «ретроградными» — .легко определяются даже по внешнему облику. «Вневременный» лозунг у входа, неприступ­ ная вахта, обилие приказов об отчислении; жизнь преподавателей и студентов строго разделена, у каждых свои буфеты, гардеро­ бы, курилки, даже туалеты .. И начни в таком вузе «внедрять передо­ вой опыт» — он или не сработает, или сработает слабо. Повторить, развить опыт НГУ способен только вуз, подобный НГУ — новаторский, демократичный, популярный среди своих студентов. Впрочем, внедрение университетского опы­ та решения «проблемы студенческого при­ зыва» состоялось в самом широком масшта­ бе. Многое из апробированного в НГУ на­ шло место в специальном приказе двух союзных министерств — обороны и высшего и среднего специального образования — «О порядке призыва граждан из числа студен­ тов в армию и на флот, прохождения ими действительной срочной военной службы и комплектования вузов воинами срочной службы, увольняющимися в запас». Этот д о ­ кумент внес порядок в сроки призыва сту­ дентов в армию: раз в год, после летней сессии и приравнял призыв к академотпус­ ку. Приказ двух министерств узаконил д о б ­ рую инициативу НГУ — начислять всем уволенным в запас и восстановленным в вузах студентам стипендию без всякой зави­ симости от предшествовавшей призыву ус­ певаемости, задолженностей и прочего. Кстати, по этому же приказу всем иногород­ ним студентам, вернувшимся из армии, пре­ доставляется общежитие. Приказ Министерства обороны и Мини­ стерства высшего и среднего специального образования СССР оговаривает и другие стороны послеармейской адаптации студен­ тов: установление сроков ликвидации преж­ них академзадолженностей, порядок полу­ чения материальной помощи. Приказ требу­ ет проведения в вузах «дополнительных за­ нятий со студентами, возвращающимися в учебные заведения после увольнения с дей­ ствительной срочной военной службы». Тут добавить можно одно: в НГУ так и посту­ пали... ...Навеки мы простились со временем «о т­ сидки» от армии в теплых вузовских стенах. Научились кажущиеся трудности делать неоспоримыми преимуществами: не ропща, отправлять студентов в роты и батальоны, помнить о них, помогать и ждать обратно, поддерживать материально и морально по увольнении в запас. Осталось научиться са­ мой малости — жить на Земле без войн. Но как далек путь до этой малости! И пока мы идем по этой неровной и не­ прямой дороге, пока журнал «Зарубежное военное обозрение» не перепрофилировался на вопросы цветоводства — будут играть на Университетской площади Новосибирско­ го академгородка марш «Прощание славян­ ки». •* Андрей Владимирович Соболевский родился в 1960 г. в Новоси­ бирске. Окончил историческое отделение гуманитарного факультета Н ово­ сибирского университета. Служил в пограничных войсках Дальневосточно­ го ВО. Работает заведующим отделом еженедельника «Наука в Сибири». Автор статей, опубликованных в журналах «Студенческий меридиан», «Культурно-просветительная работа». Живет в Новосибирске.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2