Сибирские огни, 1988, № 5

Отряд должен работать в тяжелых услови­ ях. В тех. где работают много, а платят не больше, чем остальным ССО. — Маленькая деталь: если человек живет без трудностей, то в нем что-то перемалы­ вается. Жизнь тогда сводится к мелочам... 3. ДЕВЯНОСТО ШЕСТЬ ПРОЦЕНТОВ Всю работу Новосибирского университета по налаживанию контактов с призванными в армию студентами можно разделить на два направления. Первому из них — уста­ новлению связей — был посвящен пред­ шествующий рассказ. Второе направление — «восстановление» воинов в качестве студен­ тов. Понятно, что процесс этот начинается с восстановления знаний, а это возможно еще в казарме. Уже первый агитдесант — тот, в Заполярье, привез ребятам учебники, пособия и варианты задач. Позже студенты, стажеры, аспиранты, преподаватели приносили из дому дублика­ ты или «неходовые» тома учебной и науч­ ной литературы. Вместе со списанными библиотекой НГУ сотни книг были направ­ лены в библиотеки подразделений, где проходили службу студенты. Письма из армии подсказали и мысль о создании ВЗФМШ — воинской заочной фи­ зико-математической школы, школы «интел­ лектуального тренинга». Солдаты стали по­ лучать из НГУ варианты задач, посылать в университет решения и получать ответы с их разбором. Служащие в армии студенты НГУ использовали эти задачи и для подго­ товки в вуз увольняющихся в запас това­ рищей со средним образованием. Разумеет­ ся, «репетиторы» дружески агитировали за то, чтобы вчерашний солдат принес доку­ менты в приемную комиссию НГУ... Воины сами с охотой предлагали свои услуги в качестве преподавателей ВЗФМШ. Вот отрывок из письма рядового А. Кор- чевского: «У нас в части есть 5—6 человек, они после нынешнего увольнения в запас желают поступать в разные вузы страны. С ними я могу позаниматься...» А. Корчевский был в числе воинов-сту- дентов, поддержавших еще одну хорошую идею — восстановительные курсы для воз­ вращающихся в НГУ солдат: «Насчет вос­ становительных курсов — хорошая мысль. Август — прекрасный месяц. Если будут курсы в это время, то потребуется совсем малый срок, чтобы втянуться в учебу. Так как я учился по специальности «прикладная , математика», то, по-моему, будет лучше да­ вать на курсах лекции по математическому анализу, теоретической механике». Корчевский предложил ректору НГУ на­ правлять возвращающихся из армии студен­ тов в «прежние» группы — например, если учился в 321-й, то продолжай учебу в 521-й: чтобы слушать лекции тех же про­ фессоров, ходить на семинары к тем же преподавателям, что и до призыва. Через «Университетскую жизнь» Корчевскоь-у и его товарищам ответил первый проректор НГУ профессор В. Н. Врагов: «Предложе­ ние дельное. Мы так и планируем, что на­ ши студенты возвратятся в те же (по но­ мерам) группы. Думаю, комсомольской ор­ ганизации НГУ следует позаботиться о том, чтобы у этих групп уже сейчас наладилась тесная связь со своими будущими товари­ щами. Что же касается преподавателей, то здесь не всегда, наверное, будет возможно сохранить именно тех, кто начинал рабо­ тать с нынешними воинами. Во всяком слу­ чае, деканатам уже дано такое указание — посмотреть списки преподавателей первого курса и по возможности сохранить за ни­ ми то распределение групп, которое было два года назад. Теперь о восстановитель­ ных курсах. Сейчас все факультеты актив­ но занимаются их подготовкой: определяют круг дисциплин, программы, преподавате­ лей. На курсы, как правило, будут выно­ ситься ведущие дисциплины, и тот матери­ ал, что особенно важен для последующего обучения.» Восстановительные курсы начали работу точно в срок — 11 августа 1986 года. За­ нятия шли по разным программам, со сред­ ней нагрузкой 8 часов в неделю. Цитата из приказа по университету: «Уволенные в запас проходят личное собе­ седование в деканате,, после чего они вос­ станавливаются в звании студента (обра­ щаю на слова — «восстанавливаются в звании»!) и назначаются на стипендию, не­ зависимо от успеваемости до призыва. Сти­ пендия назначается с момента восстанов­ ления. Назначается всем...» Так ответил Новосибирский университет на одну из беспокоивших ребят мыслей — о том, что теперь они не смогут жить пе­ реводами от пап и мам. Опять же предста­ вим, какая непростая работа стоит за сло­ вами: «назначается всем». Ведь стипенди­ альные фонды университету никто не при­ бавлял. Значит, надо было в стенах НГУ провести перераспределение стипендий, при­ чем справедливое — не обидеть успеваю­ щих студентов, не забыть о нуждающихся, о молодых семьях... А вот еще одна составляющая заботы о бывших воинах. Рассказывает командир штаба ССО-86 Сергей Рихтер: — Мы объявили через газету и письма о «воинском» наборе в ССО. В штаб сразу пошли заявки. Многие наши прославленные отряды — северные, областные, интернаци­ ональные — как никогда, нуждаются в крепких парнях. Думаю, и самим ребятам стройотряды необходимы. Во-первых, легче будет вернуться в университет с его тра­ дициями и людьми, войти заново в студен­ ческую среду. Во-вторых, несмотря на то, что все уволенные в запас с момента вос­ становления будут получать стипендию, деньги, заработанные в стройотряде, ока­ жутся не лишними. В-третьих, воины будут зачислены в стройотряды Новосибирской области, что позволит им организованно прибыть в Академгородок к началу работы восстановительных курсов. Словом, штаб ССО понимает дело так: участие армейцев в студенческих строительных отрядах не только не помешает ребятам войти в учеб­ ный процесс, но и поможет. В НГУ к возвращению студентов был из­ готовлен памятный значок «Студент НГУ — воин СА». Ректор университета член-коррес­ пондент АН СССР Ю. Л. Ершов подписал специальное Положение о статусе этого на­ грудного знака: все честь по чести, всерьез.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2