Сибирские огни, 1988, № 5

ление. Студенческий десант к однокашни- кам-воинам Забайкалья почти полностью состоит из студентов второго курса физиче­ ского факультета. Это еще один элемент «армейской программы» НГУ: свои едут к своим. Читаем отчет об этой поездке, по стилю менее всего похожий на деловые бу­ маги: «Нашей агитбригаде выпало счастье представлять любимый Универ там, где его, наверное, больше всего любят и сильнее всего помнят. Волна благодарности к Уни­ веру окатила и нас, его посланцев... Сол­ датская аудитория — самая благодарная. Где еще встретишь такого непосредственно­ го и восторженного зрителя?» ...Но главный итог поездок -— не голово­ кружительный успех любительских концер­ тов (хотя один офицер признался: «Вы зна­ ете, в нашем гарнизоне даже столичные ак­ теры бывали, но таким успехом пользова­ лись только студенты Н ГУ !»), главное — моральная поддержка «своих» и «не своих» студентов, проходящих срочную службу. Кстати, некоторые новосибирцы стали в подразделениях настоящими знаменитостя­ ми. К примеру, сержант Константин Шой- хет, переоборудовавший учебный класс. Прежние тренажеры имитировали стрельбу по мишеням: чужой «танк» не двигался, не­ обходимо было только уложиться в норма­ тив, в заданное время поймать цель и по­ разить ее «выстрелом». Константин, приме­ нив электронные устройства собственной конструкции, усложнил задачу. Теперь, включив тренажер, курсант видел перед со ­ бой «местность», по которой из произволь­ ной точки неожиданно начинал движение вражеский «танк», причем двигался нерав­ номерно, с рывками и поворотами. Кроме того. Костя «научил» свой тренажер счи­ тать меткие выстрелы и промахи, сделал видимой для курсанта траекторию своего «снаряда». Добиваться отличных результа­ тов на новом тренажере стало труднее, чем раньше, но ведь и настоящий танк — это не фанерный контур; устройство К. Шойхета приблизило учебу к реальной боевой обста­ новке. Командование оценило инициативу и наградило рационализатора краткосрочным отпуском в Новосибирск. ...Над столом Евгении Васильевны Улья­ новой, руководителя группы по связям с ар­ мией, висят фотографии. Среди них портрет сержанта (и экономиста) Виктора Саблина. Нынешние студенты узнают его: «Д а это наш Витя, он в студсовете седьмого общ е­ жития работал!». Виктором Алексеевичем называют сержанта Саблина курсанты учебного подразделения. В его первом учеб­ ном взводе собрались ребята с законченным высшим образованием, все старше Виктора. Поначалу было очень трудно, но подопеч­ ные деликатно помогали молодому сержан­ ту. А когда первый выпуск покидал «учеб­ ку», Виктор признался, что ученики много­ му научили его самого. Ну, что еще?— О Викторе писали газеты части и округа. Был проведен «вечер-порт­ рет» — своеобразное чествование лучшего сержанта подразделения. ...Наверное, стоит остановиться. Все рав­ но никогда не напишешь обо всех армей­ ских студентах, так или иначе отличивших­ ся на армейской службе. Но даже несколько лаконичных зарисовок, по-моему, вполне убеждают в том, что студенты НГУ зареко- 6 Сибирские огни № 5 мендовали себя на службе людьми ищущи­ ми, творческими. Наступает время задать вопрос: а что служба в армии дала студен­ там? В одном подразделении из солдат «уни­ верситетского призыва» сложился весьма интересный коллектив. Э то — творческое объединение «Студия-63» (63 — первые цифры новосибирского почтового индекса, оттуда и название). Несколько часов под­ ряд репортерский магнитофон накручивал рассказы и раздумья этих молодых людей — «студийцев» В. Данилова, Ю. Зябкина, В. Калгина, Е. Копылова, Ю. Коропачин- ского, А. Резанова, С. Шелевого. Именно они рассказали не только о становлении коллектива, но и рождении коллективных убеждений: — Студия возникла 1 января 1985 года. Мне П03В0НИ.ЧИ (я в наряде стоял, как раз на Новый год ): «Юрик, вспоминай шуточкн, которые знаешь». Утром прихожу в казар­ му — начали вместе готовить пародийную «Что? Где? Когда?». — Сделали небольшую программу. Сна­ чала — стихи о Москве, о Ленинграде, по­ священные сорокалетию Победы. Вторая часть — юмористическая... — Художественная самодеятельность бы­ ла для нас «поводом для коллективного су ­ ществования». В армии человек не может делать то, что он хочет, не сочетая свои желания с задачей на день и прочим. Со­ бираться вместе тоже трудно. А если вы заняты полезным делом, которое к тому же одобряет командование, то это делать го­ раздо проще. Основой было не то, что мы будем выступать где-то, основа была в нас самих. В том, что нас много и мы вместе. Люди с общими взглядами. — Выступали в солдатских клубах, на праздниках, провели агитационный вечер в школе, хотя знали, что большинство ребят собирается в военные училища, а девушки — в мединститут. Но все же решились аги­ тировать за поступление в НГУ. Сначала мы сделали «профориентационную газету», используя присланные номера «Университет­ ской жизни». Рассказали про факультеты, про спорт, про Интернеделю, конечно. Про студенческие клубы... Но видели — в глазах у ребят ничего не светилось. Стали показы­ вать номера — тут-то все и началось! Х о­ хотали, кричали, даже повизгивали от сме­ ха. Все-таки великая вещь — студенческая сатира! — Один парнишка из местной школы участвовал в областной олимпиаде по хи­ мии и ему дали рекомендацию за подписью академика В. А. Коптюга для поступления в наш университет. Мы всемером пошли к парнишке и полтора часа убеждали его маму. Убедили... — Мы понимаем, что после нашего увольнения в запас в университете появится какая-то новая волна, даже особая социаль­ ная атмосфера. Вернется не просто ушед­ ший в армию резерв активистов — придут и те, кто именно в армии приобрел новые нравственные качества. Трое из нас, семе­ рых, вступили здесь кандидатами в члены КПСС. Это немаловажно. — Хотим, вернувшись в НГУ, набрать стройотряд. Мы уже назвали его — «О со­ бый». Это название родилось давно, оно то­ же связано с нашими «большими идеями».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2