Сибирские огни, 1988, № 5
ление. Студенческий десант к однокашни- кам-воинам Забайкалья почти полностью состоит из студентов второго курса физиче ского факультета. Это еще один элемент «армейской программы» НГУ: свои едут к своим. Читаем отчет об этой поездке, по стилю менее всего похожий на деловые бу маги: «Нашей агитбригаде выпало счастье представлять любимый Универ там, где его, наверное, больше всего любят и сильнее всего помнят. Волна благодарности к Уни веру окатила и нас, его посланцев... Сол датская аудитория — самая благодарная. Где еще встретишь такого непосредственно го и восторженного зрителя?» ...Но главный итог поездок -— не голово кружительный успех любительских концер тов (хотя один офицер признался: «Вы зна ете, в нашем гарнизоне даже столичные ак теры бывали, но таким успехом пользова лись только студенты Н ГУ !»), главное — моральная поддержка «своих» и «не своих» студентов, проходящих срочную службу. Кстати, некоторые новосибирцы стали в подразделениях настоящими знаменитостя ми. К примеру, сержант Константин Шой- хет, переоборудовавший учебный класс. Прежние тренажеры имитировали стрельбу по мишеням: чужой «танк» не двигался, не обходимо было только уложиться в норма тив, в заданное время поймать цель и по разить ее «выстрелом». Константин, приме нив электронные устройства собственной конструкции, усложнил задачу. Теперь, включив тренажер, курсант видел перед со бой «местность», по которой из произволь ной точки неожиданно начинал движение вражеский «танк», причем двигался нерав номерно, с рывками и поворотами. Кроме того. Костя «научил» свой тренажер счи тать меткие выстрелы и промахи, сделал видимой для курсанта траекторию своего «снаряда». Добиваться отличных результа тов на новом тренажере стало труднее, чем раньше, но ведь и настоящий танк — это не фанерный контур; устройство К. Шойхета приблизило учебу к реальной боевой обста новке. Командование оценило инициативу и наградило рационализатора краткосрочным отпуском в Новосибирск. ...Над столом Евгении Васильевны Улья новой, руководителя группы по связям с ар мией, висят фотографии. Среди них портрет сержанта (и экономиста) Виктора Саблина. Нынешние студенты узнают его: «Д а это наш Витя, он в студсовете седьмого общ е жития работал!». Виктором Алексеевичем называют сержанта Саблина курсанты учебного подразделения. В его первом учеб ном взводе собрались ребята с законченным высшим образованием, все старше Виктора. Поначалу было очень трудно, но подопеч ные деликатно помогали молодому сержан ту. А когда первый выпуск покидал «учеб ку», Виктор признался, что ученики много му научили его самого. Ну, что еще?— О Викторе писали газеты части и округа. Был проведен «вечер-порт рет» — своеобразное чествование лучшего сержанта подразделения. ...Наверное, стоит остановиться. Все рав но никогда не напишешь обо всех армей ских студентах, так или иначе отличивших ся на армейской службе. Но даже несколько лаконичных зарисовок, по-моему, вполне убеждают в том, что студенты НГУ зареко- 6 Сибирские огни № 5 мендовали себя на службе людьми ищущи ми, творческими. Наступает время задать вопрос: а что служба в армии дала студен там? В одном подразделении из солдат «уни верситетского призыва» сложился весьма интересный коллектив. Э то — творческое объединение «Студия-63» (63 — первые цифры новосибирского почтового индекса, оттуда и название). Несколько часов под ряд репортерский магнитофон накручивал рассказы и раздумья этих молодых людей — «студийцев» В. Данилова, Ю. Зябкина, В. Калгина, Е. Копылова, Ю. Коропачин- ского, А. Резанова, С. Шелевого. Именно они рассказали не только о становлении коллектива, но и рождении коллективных убеждений: — Студия возникла 1 января 1985 года. Мне П03В0НИ.ЧИ (я в наряде стоял, как раз на Новый год ): «Юрик, вспоминай шуточкн, которые знаешь». Утром прихожу в казар му — начали вместе готовить пародийную «Что? Где? Когда?». — Сделали небольшую программу. Сна чала — стихи о Москве, о Ленинграде, по священные сорокалетию Победы. Вторая часть — юмористическая... — Художественная самодеятельность бы ла для нас «поводом для коллективного су ществования». В армии человек не может делать то, что он хочет, не сочетая свои желания с задачей на день и прочим. Со бираться вместе тоже трудно. А если вы заняты полезным делом, которое к тому же одобряет командование, то это делать го раздо проще. Основой было не то, что мы будем выступать где-то, основа была в нас самих. В том, что нас много и мы вместе. Люди с общими взглядами. — Выступали в солдатских клубах, на праздниках, провели агитационный вечер в школе, хотя знали, что большинство ребят собирается в военные училища, а девушки — в мединститут. Но все же решились аги тировать за поступление в НГУ. Сначала мы сделали «профориентационную газету», используя присланные номера «Университет ской жизни». Рассказали про факультеты, про спорт, про Интернеделю, конечно. Про студенческие клубы... Но видели — в глазах у ребят ничего не светилось. Стали показы вать номера — тут-то все и началось! Х о хотали, кричали, даже повизгивали от сме ха. Все-таки великая вещь — студенческая сатира! — Один парнишка из местной школы участвовал в областной олимпиаде по хи мии и ему дали рекомендацию за подписью академика В. А. Коптюга для поступления в наш университет. Мы всемером пошли к парнишке и полтора часа убеждали его маму. Убедили... — Мы понимаем, что после нашего увольнения в запас в университете появится какая-то новая волна, даже особая социаль ная атмосфера. Вернется не просто ушед ший в армию резерв активистов — придут и те, кто именно в армии приобрел новые нравственные качества. Трое из нас, семе рых, вступили здесь кандидатами в члены КПСС. Это немаловажно. — Хотим, вернувшись в НГУ, набрать стройотряд. Мы уже назвали его — «О со бый». Это название родилось давно, оно то же связано с нашими «большими идеями».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2