Сибирские огни, 1988, № 5
л. СОБОЛЕВСКИЙ СТУДЕНТ-СОЛДАТ-СТУДЕНТ 1. ПРОЩАНИЕ С ПИРОГОВКОИ Е ще пять лет назад, как известно, сту денты имели отсрочку от призыва в армию. За годы учебы большинство из них проходило курс «военки» и получало офицерское звание. Порядок этот держался настолько долго, что кто-то даж е пустил в оборот термин: «эпоха отсрочки». Насчет «эпохи» — спорно. Но то, что вуз давал своеобразную индульгенцию от служ бы в армии, было серьезным симптомом не благополучия. Разумеется, Закон Союза СССР о всеобщей воинской обязанности формально соблюдался: студент получал азы военного образования, звание офицера и мог быть призван «двухгодичником» на срочную службу. Но, во-первых, «м ог» — это не значит, что всегда призывался. Во- вторых: «военка» не давала такой выучки, как солдатская служба. Да и положение офицера-срочника — это совсем не то же, что срочная служба рядовых и сержантов... И «юноша, обдумывающий житье», оказы вался перед выбором. Если он не поступает в вуз — повестка, призыв, обязательные сол датские два года. Если становится студен том — безбедно учится пять лет (только б не отчислили!), а потом — то ли призовут, то ли нет, а если все-таки призовут — то уже не солдатом... Словом, отсрочка от призыва стала д о полнительным стимулом к поступлению в вуз у многих тысяч молодых людей. В это же время по всей стране возникали новые вузы, что подчас, как указал Проект ЦК КПСС, задавший основные направления ре формы высшей школы, было неправомерно и продиктовано либо ведомственными, либо местническими интересами. Каждое минис терство стремилось обеспечить себя специа листами за счет собственных же вузов: как нам нужно, так и учим! Каждая о б ласть, независимо от размеров и потребно стей, спешила открыть пединститут, а то и университет; каждый промышленный город обзаводился собственным «политехом». Та кая практика породила много негативных результатов, но особо выделим один — па дение конкурса д о нулевой, а часто — до отрицательной отметки, то есть до постоян ного недобора на 1 курс. «Запараллеленные вузы» создавали из вестное перепроизводство специалистов (не лучшего качества, заметим!) и, как губка, вбирали молодежь. Практически каждый парень, худо-бедно закончивший среднюю школу, поступал в «бесконкурсный», «не ходовой» вуз при соблюдении е д и н с т в е н н о г о условия: если на всту пительных экзаменах не получал двой ку. А двойку он н е п о л у ч а л . Мне довелось принимать экзамены у аби туриентов в одном новосибирском вузе (пусть он останется безымянным, сейчас там порядки все-таки меняются). Нас со б рали перед началом экзамена и предупреди ли: «неудов» не ставить! И я стыдливо вы водил «уд», рядом с которым рисовал едва заметную галочку — а то двоечнику еще бы и стипендию начислили... Итак, в вуз при желании мог поступить практически любой юноша. И десятки, сот ни тысяч ребят в положенный срок вместо военных получали на руки студбилеты. В результате проигрывали все. Проигрывали вузы. Абитуриентов «хвата ло» на всех, но что это были за абитури енты? «Бесконкурсный» институт для многих превращался в пятилетний пансион, вмес то двух-трехлетней службы. На квалифи кацию, сознательность и профессионализм таких специалистов надеяться впоследствии тоже было трудно. Проигрывала армия, недополучая извест ный контингент призывников, причем воен ные кафедры не компенсировали этой недос тачи. Не нужно быть стратегом, чтобы по нять простую истину: солдат требуется на много больше, чем офицеров! Наконец, проигрывали сами ребята, обла датели «тройки с галочкой». На их профес сиональном выборе лежала печать некото рой искусственности. «Эпоха отсрочки» не могла не деформировать и морали: с одной стороны, все воспитатели убеждали ребят в высоком достоинстве воинской службы, с другой — стены вуза оберегали от нее. Тогдашние студенты смотрели на воинов оо снисходительной жалостью: эх, бедолаги, не поступили вовремя! Одним из первых решений нового, пере ломного времени было такое: о т с р о ч к у о т м е н и т ь . В Новосибирском университете это извес тие восприняли спокойно. НГУ простился с «бронью » безо всякого уныния, что соответ ствовало самому духу этого вуза. К тому же ректорат, партком и спецкафедра НГУ тотчас провели вечер вопросов и ответов «Студент и армия», где были освещены юри дические, административные, учебные мо менты нововведения. Но самое главное — в ректорате, партий ном и комсомольском комитетах, на советах факультетов, в группах — было принято ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2