Сибирские огни, 1988, № 5

л. СОБОЛЕВСКИЙ СТУДЕНТ-СОЛДАТ-СТУДЕНТ 1. ПРОЩАНИЕ С ПИРОГОВКОИ Е ще пять лет назад, как известно, сту­ денты имели отсрочку от призыва в армию. За годы учебы большинство из них проходило курс «военки» и получало офицерское звание. Порядок этот держался настолько долго, что кто-то даж е пустил в оборот термин: «эпоха отсрочки». Насчет «эпохи» — спорно. Но то, что вуз давал своеобразную индульгенцию от служ ­ бы в армии, было серьезным симптомом не­ благополучия. Разумеется, Закон Союза СССР о всеобщей воинской обязанности формально соблюдался: студент получал азы военного образования, звание офицера и мог быть призван «двухгодичником» на срочную службу. Но, во-первых, «м ог» — это не значит, что всегда призывался. Во- вторых: «военка» не давала такой выучки, как солдатская служба. Да и положение офицера-срочника — это совсем не то же, что срочная служба рядовых и сержантов... И «юноша, обдумывающий житье», оказы­ вался перед выбором. Если он не поступает в вуз — повестка, призыв, обязательные сол­ датские два года. Если становится студен­ том — безбедно учится пять лет (только б не отчислили!), а потом — то ли призовут, то ли нет, а если все-таки призовут — то уже не солдатом... Словом, отсрочка от призыва стала д о ­ полнительным стимулом к поступлению в вуз у многих тысяч молодых людей. В это же время по всей стране возникали новые вузы, что подчас, как указал Проект ЦК КПСС, задавший основные направления ре­ формы высшей школы, было неправомерно и продиктовано либо ведомственными, либо местническими интересами. Каждое минис­ терство стремилось обеспечить себя специа­ листами за счет собственных же вузов: как нам нужно, так и учим! Каждая о б ­ ласть, независимо от размеров и потребно­ стей, спешила открыть пединститут, а то и университет; каждый промышленный город обзаводился собственным «политехом». Та­ кая практика породила много негативных результатов, но особо выделим один — па­ дение конкурса д о нулевой, а часто — до отрицательной отметки, то есть до постоян­ ного недобора на 1 курс. «Запараллеленные вузы» создавали из­ вестное перепроизводство специалистов (не лучшего качества, заметим!) и, как губка, вбирали молодежь. Практически каждый парень, худо-бедно закончивший среднюю школу, поступал в «бесконкурсный», «не­ ходовой» вуз при соблюдении е д и н ­ с т в е н н о г о условия: если на всту­ пительных экзаменах не получал двой­ ку. А двойку он н е п о л у ч а л . Мне довелось принимать экзамены у аби­ туриентов в одном новосибирском вузе (пусть он останется безымянным, сейчас там порядки все-таки меняются). Нас со б ­ рали перед началом экзамена и предупреди­ ли: «неудов» не ставить! И я стыдливо вы­ водил «уд», рядом с которым рисовал едва заметную галочку — а то двоечнику еще бы и стипендию начислили... Итак, в вуз при желании мог поступить практически любой юноша. И десятки, сот­ ни тысяч ребят в положенный срок вместо военных получали на руки студбилеты. В результате проигрывали все. Проигрывали вузы. Абитуриентов «хвата­ ло» на всех, но что это были за абитури­ енты? «Бесконкурсный» институт для многих превращался в пятилетний пансион, вмес­ то двух-трехлетней службы. На квалифи­ кацию, сознательность и профессионализм таких специалистов надеяться впоследствии тоже было трудно. Проигрывала армия, недополучая извест­ ный контингент призывников, причем воен­ ные кафедры не компенсировали этой недос­ тачи. Не нужно быть стратегом, чтобы по­ нять простую истину: солдат требуется на­ много больше, чем офицеров! Наконец, проигрывали сами ребята, обла­ датели «тройки с галочкой». На их профес­ сиональном выборе лежала печать некото­ рой искусственности. «Эпоха отсрочки» не могла не деформировать и морали: с одной стороны, все воспитатели убеждали ребят в высоком достоинстве воинской службы, с другой — стены вуза оберегали от нее. Тогдашние студенты смотрели на воинов оо снисходительной жалостью: эх, бедолаги, не поступили вовремя! Одним из первых решений нового, пере­ ломного времени было такое: о т с р о ч к у о т м е н и т ь . В Новосибирском университете это извес­ тие восприняли спокойно. НГУ простился с «бронью » безо всякого уныния, что соответ­ ствовало самому духу этого вуза. К тому же ректорат, партком и спецкафедра НГУ тотчас провели вечер вопросов и ответов «Студент и армия», где были освещены юри­ дические, административные, учебные мо­ менты нововведения. Но самое главное — в ректорате, партий­ ном и комсомольском комитетах, на советах факультетов, в группах — было принято ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2