Сибирские огни, 1988, № 5
насколько ущербна такая линия для всей национальной экономики. Сегодня, как никогда в прошлом, нужна трудо- и ресурсосберегающая технология. П охоже, угольная промышленность Кузбас са испытывает эту нужду больше других бассейнов. Пером автора водит отнюдь не квасной патриотизм. Бассейн рядом обстоя тельств поставлен в такие почти экстре мальные условия. Угольное машиностроение Кемеровской области находится едва ли не в эмбриональном состоянии. Его продукция лишь частично, в очень небольшой доле по крывает потребности подземной добычи. Оборудование для открытчиков целиком, во всей номенклатуре — от основного горно транспортного до вспомогательного — вво зится из других районов страны. Зачастую, как уже отмечалось, плохо приспособлен ным к условиям бассейна. Ситуация здесь не менее остра, чем в от ношениях сельского хозяйства, скажем, с комбайностроителями. С той лишь, пожа луй, разницей, что горная техника значи тельно дорож е и более трудоемка в монта же. А гонка за ростом единичной мощности машин — о б этом уже шла речь — созда ет предпосылки к тому, что постоянно воз растает цена простоев техники. Коэффициенты использования оборудова ния — и не только в угольной промышлен ности — недопустимо низки. И даже самый поверхностный анализ здесь однозначно свидетельствует: в структуре причин прос тоев преобладает фактор низкой надеж ности. Если получаемая, скажем, угольщиками горная машина производительно работает половину своего времени, то в этой ситуа ции просится на бумагу вовсе не тривиаль ный экономический вывод: выгоднее выпус кать вдвое меньше техники с показателями надежности, соответствующими паспортным. Такая вот экономика научно-технического прогресса... Между тем машиностроители по понят ным причинам постоянно наращивают вы пуск машин и слабо пекутся о запасных частях, из-за отсутствия которых эта тех ника чаще всего и простаивает. Если мне не изменяет память, за последние два деся тилетия выходило уже несколько постанов лений, обязывавших машиностроителей увеличивать производство запасных частей. Думаете, что-то изменилось за это время? Как бы не так! Вот и простаивает машина стоимостью в несколько миллионов рублей из-за отсутст вия едва ли не рублевой детальки. И по этой причине эксплуатационники вынужде ны создавать свои ремонтные мощности, чтобы самим выпускать выходящие из строя узлы и детали (в этом так называемом «вто ром машиностроении», в целом по стране занято более 5 миллионов человек). Будем откровенны: не в состоянии даже самый новый ремонтный завод обеспечить требуемый уровень технологии Если уж в адрес серийных предприятий — изготовите лей техники поступает столько нареканий: куда уж ремонтникам. В итоге получается: активная часть основных производственных фондов заметно опережает рост объемов добычи и примерно такую же динамику о б наруживает и потребность в продукции ре монтных предприятий. И покрывается она, кстати, лишь частично. В целом по отрасли и особенно плохо — в Кузбассе. Сегодня в бассейне дефицит ремонтных мощностей приближается к 50 миллионам рублей и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Судя по планируемым капиталовложени ям на перспективу, оснований для оптимиз ма не появляется. Зададимся вопросом: почему же так сла бо противостоит всему этому сонму ухуд- шающих факторов отраслевая наука — та самая, что стала по общему убеждению (или, может быть, только должна стать?) непосредственной производительной силой? Ведь -только ее учреждениями совместно с промышленностью ежегодно выполняется около 4 тысяч работ на сумму свыше 100 млн. руб. А в сфере науки и научного о б служивания отрасль содержит сегодня 25 тысяч человек — примерно половину чис ленности такого крупного объединения, как «Кемеровоуголь». И ведь есть еще вклад академического и вузовского цехов. В самом деле — почему? Отчего количест во людей, которые служат науке (или слу жат при науке), не соответствует числу и весомости ее новых слов? По какой причине новые машины чаще всего не дотягивают до приемлемого уровня ни по производи тельности, ни по параметрам надежности? Сегодня усилия отраслевой науки — сов местно с академической и вузовской — за организованы в подпрограмме «Уголь Куз басса», составляющей часть региональной научно-исследовательской суперпрограммы «Сибирь». Программа эта работает на на родное хозяйство уже вторую пятилетку. По ряду ее разделов или подпрограмм мно гие разработки ученых нашли интересный практический выход и обернулись весьма ве сомым эффектом. Только в 11-й пятилетке он составил 1,127 млрд. руб. (ожидав шийся эффект должен был достичь 15 млрд. руб., при этом, правда, оговаривалось, что он может превратиться в реальный только при своевременном учете предложений, с соблюдением рекомендуемых объемов и сроков внедрения). Почти десятикратный «недобор» эффекта уже сам по себе свидетельствует о каких- то организационных сбоях — суперпрог рамма «Сибирь» в качестве исполнителей охватывает более 400 организаций 60 мини стерств и ведомств союзного и республикан ского подчинения. И добиться абсолютной гармонии в «звучании» такого пестрого ор кестра — задача, прямо скажем, не из лег ких. Особенно в тех «пассажах», где дает знать о себе межведомственный «разнотык»! Ведь даже в тех случаях, когда сложение сил получает четкую структурно-организа ционную оформленность, скажем, в таких новых образованиях, как межотраслевые научно-технические комплексы (МНТК ), на пути к цели выстраивается плотный часто кол всяких помех. Угольной промышленности Кузбасса в этом плане повезло, похоже, меньше других отраслей и регионов. Хотя область прило жения научных сил здесь более чем доста точная. Это обстоятельство, кстати, признано на заседании научного совета по программе «Сибирь», состоявшемся 14 марта 1986 г. По словам координатора подпрограммы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2