Сибирские огни, 1988, № 5

насколько ущербна такая линия для всей национальной экономики. Сегодня, как никогда в прошлом, нужна трудо- и ресурсосберегающая технология. П охоже, угольная промышленность Кузбас­ са испытывает эту нужду больше других бассейнов. Пером автора водит отнюдь не квасной патриотизм. Бассейн рядом обстоя­ тельств поставлен в такие почти экстре­ мальные условия. Угольное машиностроение Кемеровской области находится едва ли не в эмбриональном состоянии. Его продукция лишь частично, в очень небольшой доле по­ крывает потребности подземной добычи. Оборудование для открытчиков целиком, во всей номенклатуре — от основного горно­ транспортного до вспомогательного — вво­ зится из других районов страны. Зачастую, как уже отмечалось, плохо приспособлен­ ным к условиям бассейна. Ситуация здесь не менее остра, чем в от­ ношениях сельского хозяйства, скажем, с комбайностроителями. С той лишь, пожа­ луй, разницей, что горная техника значи­ тельно дорож е и более трудоемка в монта­ же. А гонка за ростом единичной мощности машин — о б этом уже шла речь — созда­ ет предпосылки к тому, что постоянно воз­ растает цена простоев техники. Коэффициенты использования оборудова­ ния — и не только в угольной промышлен­ ности — недопустимо низки. И даже самый поверхностный анализ здесь однозначно свидетельствует: в структуре причин прос­ тоев преобладает фактор низкой надеж­ ности. Если получаемая, скажем, угольщиками горная машина производительно работает половину своего времени, то в этой ситуа­ ции просится на бумагу вовсе не тривиаль­ ный экономический вывод: выгоднее выпус­ кать вдвое меньше техники с показателями надежности, соответствующими паспортным. Такая вот экономика научно-технического прогресса... Между тем машиностроители по понят­ ным причинам постоянно наращивают вы­ пуск машин и слабо пекутся о запасных частях, из-за отсутствия которых эта тех­ ника чаще всего и простаивает. Если мне не изменяет память, за последние два деся­ тилетия выходило уже несколько постанов­ лений, обязывавших машиностроителей увеличивать производство запасных частей. Думаете, что-то изменилось за это время? Как бы не так! Вот и простаивает машина стоимостью в несколько миллионов рублей из-за отсутст­ вия едва ли не рублевой детальки. И по этой причине эксплуатационники вынужде­ ны создавать свои ремонтные мощности, чтобы самим выпускать выходящие из строя узлы и детали (в этом так называемом «вто­ ром машиностроении», в целом по стране занято более 5 миллионов человек). Будем откровенны: не в состоянии даже самый новый ремонтный завод обеспечить требуемый уровень технологии Если уж в адрес серийных предприятий — изготовите­ лей техники поступает столько нареканий: куда уж ремонтникам. В итоге получается: активная часть основных производственных фондов заметно опережает рост объемов добычи и примерно такую же динамику о б ­ наруживает и потребность в продукции ре­ монтных предприятий. И покрывается она, кстати, лишь частично. В целом по отрасли и особенно плохо — в Кузбассе. Сегодня в бассейне дефицит ремонтных мощностей приближается к 50 миллионам рублей и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Судя по планируемым капиталовложени­ ям на перспективу, оснований для оптимиз­ ма не появляется. Зададимся вопросом: почему же так сла­ бо противостоит всему этому сонму ухуд- шающих факторов отраслевая наука — та самая, что стала по общему убеждению (или, может быть, только должна стать?) непосредственной производительной силой? Ведь -только ее учреждениями совместно с промышленностью ежегодно выполняется около 4 тысяч работ на сумму свыше 100 млн. руб. А в сфере науки и научного о б ­ служивания отрасль содержит сегодня 25 тысяч человек — примерно половину чис­ ленности такого крупного объединения, как «Кемеровоуголь». И ведь есть еще вклад академического и вузовского цехов. В самом деле — почему? Отчего количест­ во людей, которые служат науке (или слу­ жат при науке), не соответствует числу и весомости ее новых слов? По какой причине новые машины чаще всего не дотягивают до приемлемого уровня ни по производи­ тельности, ни по параметрам надежности? Сегодня усилия отраслевой науки — сов­ местно с академической и вузовской — за­ организованы в подпрограмме «Уголь Куз­ басса», составляющей часть региональной научно-исследовательской суперпрограммы «Сибирь». Программа эта работает на на­ родное хозяйство уже вторую пятилетку. По ряду ее разделов или подпрограмм мно­ гие разработки ученых нашли интересный практический выход и обернулись весьма ве­ сомым эффектом. Только в 11-й пятилетке он составил 1,127 млрд. руб. (ожидав­ шийся эффект должен был достичь 15 млрд. руб., при этом, правда, оговаривалось, что он может превратиться в реальный только при своевременном учете предложений, с соблюдением рекомендуемых объемов и сроков внедрения). Почти десятикратный «недобор» эффекта уже сам по себе свидетельствует о каких- то организационных сбоях — суперпрог­ рамма «Сибирь» в качестве исполнителей охватывает более 400 организаций 60 мини­ стерств и ведомств союзного и республикан­ ского подчинения. И добиться абсолютной гармонии в «звучании» такого пестрого ор­ кестра — задача, прямо скажем, не из лег­ ких. Особенно в тех «пассажах», где дает знать о себе межведомственный «разнотык»! Ведь даже в тех случаях, когда сложение сил получает четкую структурно-организа­ ционную оформленность, скажем, в таких новых образованиях, как межотраслевые научно-технические комплексы (МНТК ), на пути к цели выстраивается плотный часто­ кол всяких помех. Угольной промышленности Кузбасса в этом плане повезло, похоже, меньше других отраслей и регионов. Хотя область прило­ жения научных сил здесь более чем доста­ точная. Это обстоятельство, кстати, признано на заседании научного совета по программе «Сибирь», состоявшемся 14 марта 1986 г. По словам координатора подпрограммы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2