Сибирские огни, 1988, № 5
тажа и цена простоев оборудования его ремонтная сложность. Тоже кстати, имею щая денежную меру. Падает маневрен ность. Представьте себе машину с ковшом 40 кубических метров и длиной стрелы 85 метров. А ведь есть «гигантозавры», где оба этих параметра обозначены ц ^ р о й 1001 Наконец, в наше время уже просто нельзя не считаться с опережающим ростом энер гетических затрат, да и с ухудшением эко номических показателей. Впрочем, перечисленное — лишь часть зла Главное в том, что экстенсивный путь по сущ еству не меняет структуры производ ства. Из нее не исключается ни один трудо емкий темологический процесс. Скажем, в угольной промышленности, на открытых горных работах продолжает сохраняться очень ^недешевая буровзрывная подготовка горной массы. Иными словами, вся эта тех ника повышенной единичной мощности тех нологического переворота в действующее производство с собой не привносит. А ведь именно переход на новый технико-экономи ческий уровень должен обеспечивать наи большее трудосбережение. Возвращаясь к нашему примеру, отмечу, что сохранение старой структуры производства означает колоссальные затраты труда на бурение расход дорогостоящей взрывчатки, содер жание соответствующего персонала, необ ходимость соблюдения техники безопасно сти, наконец. Э то положение справедливо не только для горного машиностроения и добываю щей промышленности. Недостаточной эф фективностью экстенсивного пути озабочены во многих отраслях. Вот мнение крупней шего специалиста в области полимерной хи мии, лауреата Ленинской премии академика Н. С. Ениколопова; «Не просто арифметиче ское увеличение единичной мощности уста новок нам нужно, а другое — рост выпуска продукции с единицы объема реакторов! В от главная цель. И часто ее можно д ос тичь, не прибегая к гигантомании». Но, от мечает далее академик, объясняя истоки такой приверженности к гигантам, «увели чение размеров установок проще, чем поиск принципиально новых решений». Это тре бует уже другой науки, более совершенной технологии и, главное, на мой взгляд, иной организации всей цепочки от рождения идеи до производства» («Известия», 21 мая 1984 г.) Да, наращивание единичной мощности оборудования не преобразует принципиаль но технологию — она продолжает оставать ся многооперационной и, следовательно, ма лоэффективной. Видимо, не меньшее зло здесь — плохая приспособленность горной техники к услови ям бассейна. Жалуются на это и открытчики, и подземщики. Машиностроители пока не очень озабочены учетом специфики бассей на, ориентируя свою продукцию на какие-то усредненные условия. А ведь аналогия с обрабатывающими отраслями здесь явно не правомерна. Это, скажем, токарные или фрезерные станки одинаково успешно обра батывают детали в любом районе земного шара — лишь бы соответствовал их воз можностям материал. Иное дело — горные машины. Даже в пределах одного месторождения, не говоря о бассейне в целом, трудно найти одинако 5 Сибирские огни Л'в 5 вые или близкие условия эксплуатации. Вы пускаемая сегодня техника такой адапти руемостью не обладает. А это оборачивает ся «недобором » производительности. По оценке специалистов, более 30% очистных комплексов работает ниже паспортных воз можностей. Не менее важно здесь и то, что растут потери угля в недрах. Последнее о со бенно ощутимо при отработке маломощных пластов сложного строения. Эта проблема, кстати, дает знать о себе не только на открытых работах Кузбасса. В Карагандинском бассейне, к примеру, на шахтах разрабатываются пласты не менее 70 сантиметров, но очень много ценных уг лей находится еще в более тонких пластах*. Маломощные пласты — один из самых зна чительных резервов увеличения ресурсов де фицитнейших углей и в Донбассе. Природа и здесь оказалась довольно коварной — наиболее качественные угли она собрала в самые тонкие пласты. Просматривается д а же закономерность: чем тоньше пласт, тем качественнее уголь. Отрабатывать же их очень сложно — нет соответствующей техни ки. Отсюда — большие потери. По сущ ест ву — безвозвратные... Слишком болезненной для экономики уг ледобычи оказывается еще одна сторона технического прогресса. Цены на новые ма шины опережают рост их производительно сти. Попробуйте в таких условиях обеспе чить хорошие показатели фондоотдачи. В последние годы некоторой манипуляци ей оптовыми ценами на уголь удалось ис кусственно слегка улучшить экономику от расли. Хотя, судя по всему, она и сейчас продолжает оставаться нерентабельной. И от технического прогресса, кроме увеличе ния объемов добычи, правомерно ожидать и снижения себестоимости. Сегодня, увы, новая техника — новая зачастую только по дате выпуска, плохо сдерживает натиск удорожающих факторов. Чаще всего, одна ко, она и сама оказывается в их рядах (при таких высоких ценах на нее). Строго говоря, тенденция к росту стои мости машин отмечается повсеместно. И в этом нет ничего противоестественного. Они оснащаются все более сложными рабочими органами. Становится изощреннее система управления. Недешевы усилия по обеспече нию комфортных условий труда операторов. Опять же издержки на дизайн... Одним сло вом, дорожание вполне оправдано до тех пор... пока дешевеет единица сделанной ма шиной работы. Такова, к примеру, практика оценки, принятая в машиностроении США (см. Ю. Черниченко. Работающий америка нец.— «Д руж ба народов», 1986, № 1, с. 193). За этими пределами, новая машина едва ли имеет право на существование. Когда речь идет о столь дефицитном ре сурсе, как уголь, хозяйственные резоны, как, впрочем, и приоритеты, чаще всего, к сожалению, определяются известной мо делью экономического поведения «лы за ценой не постоим». Нет нужды объяснять последствия такой нерачительной хозяйст венной стратегии. Достаточно проследить за тем, чем она оборачивается в каждом зве не цепочки потребления, чтобы представить, • Си. м. в. Голицин. Энергетический район страны.— «Москва», 1986, № 7.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2