Сибирские огни, 1988, № 5
значительной мере задается машинострои телями. Вспомним: цены на горные машины (а они, естественно, нас интересуют в данном случае) значителмо опережают их произ водительность. Прибавьте к сказанному д о вольно низкий потенциал надежности этой техники, и станут понятными причины паде ния фондоотдачи. Сюда наслаиваются мно гие помехи, так сказать, имманентного свой ства — плохая организация производства и труда, другие факторы. И, таким образом, разрыв постепенно увеличивается. Переломить эти неблагоприятные тенден ции в состоянии только всемерная интен сификация производства на основе научно- технического прогресса, структурной пере стройки экономики, эффективных форм уп равления, организации и стимулирования труда. Именно в этих терминах на XXVII съезде партии определена сущность уско рения социально-экономического развития. Каждый из перечисленных факторов рос та крайне актуален для угольной промыш ленности Кузбасса. Здесь коренная рекон струкция давно необходима. И шахтный, и карьерный фонд бассейна изрядно обвет шали. Мощности по обогащению угля не со ответствуют объемам добычи. Экономиче ским последствием такой опасной диспро порции является необходимость перевозить в центральные районы страны в сущности миллионы тонн пустых пород, используя для этого и без того перегруженный же лезнодорожный транспорт. Уже сегодня Дают знать о себе диспро порции между добычей угля и возможностя ми его транспортирования к потребителям. Завтра этот разрыв увеличится, и проблема транспортного обеспечения бассейна обре чет угрожающие масштабы. По данным того же ВНИИКТЭПа, внеш ние транспортные связи бассейна по углю при максимальном варианте его развития определяется в 110 миллионов тонн на рас стояние 2— 3 тысячи километров. Сравните: сегодня отсюда в европейские районы стра ны вывозится примерно вдвое меньше, и транспорт постоянно оказывается едва ли не самым узким местом: на складах шахт и разрезов скапливаются миллионы тонн не реализованного угля. Э тот разрыв в цепи «добыча — реализа ция — потребление» вдвойне ущербен. От него страдает народное хозяйство, не полу чающее вовремя столь необходимый ресурс, и трудовые коллективы угольных предпри ятий, оказывающиеся в положении невы полнивших производственные планы (реа лизация — важнейший показатель, венчаю щий усилия многотысячных коллективов). Угрожающе велики дефициты ремонтных мощностей бассейна. Эта проблема для Кузбасса имеет особое значение. Ведь о б о рудованию приходится работать в сложней ших условиях — высокая крепость вмещаю щих пород, длительный период низких тем ператур (для открытых работ это очень ощутимо). Прибавьте к этому прискорбно низкий уровень надежности оборудования, и проблема ремонтной базы обозначится весьма рельефно. Между тем, в том же объединении «Ке- меровоуголь», где сегодня сосредоточена значительная часть мощных экскаваторов, буровых станков и большегрузных автоса мосвалов отрасли, за три последних пяти летия не построено ни одного ремонтного завода. Хотя рядом постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР преду сматривались строительство и реконструк ция пяти предприятий. Перечисленное выше относится главным образом к производственной инфраструкту ре — обслуживающим угледобычу мощно стям. Экономическая «погода» делается в основном производстве преимущественно. (Хотя под воздействием тылов важнейшие технико-экономические показатели и под вергаются существенной «подстройке»). И здесь наиболее ощути.мо влияние научно- технического прогресса, его поступи и эф фективности, способных нейтрализовать вли яние всех сдерживающих добычу факторов. Надо бы, видимо, поправиться — могло быть наиболее ощутимым... Сегодня этого, увы, не скажешь. Ни для условий подземной добычи, ни для пред приятий, добывающих уголь открытым спо собом. В бассейне все еще слишком велики объ е мы тяжелого ручного труда. При все том, что основные процессы механизированы. А , техническое перевооружение предприятий идет в сущности постоянно. И тем не менее экономика угледобычи столь же неуклонно ухудшается. Многое в такой нездоровой динамике эко номических показателей относят за счет по стоянно ухудшающихся горно-геологических условий. Забывая при этом об организаци онных неурядицах. Как, впрочем, и о глав ном — явно низкой эффективности техниче ского прогресса во всех звеньях горного про изводства. Скажем, на открытой угледобыче возможности и резервы применяемой повсе местно цикличной технологии (в ее основе — использование экскаваторов цикличного действия) практически исчерпаны. Между тем, исследования и разработки, что ведутся для открытчиков, связаны в основном с час тичным совершенствованием как раз этой технологии. С использованием все тех же буровых станков, экскаваторов, автосамо свалов и локомотивосоставов. Давно известно, а в последнее время к этой мысли обращаются все чаще: два пути определяют научно-техническое развитие — экстенсивный и интенсивный. Не сделаю о т крытия, заявив, что экстенсивный характер развития наиболее прост и до определенно го предела — достаточно эффективен. Клас сический пример такого развития — увели чение единичной мощности, производитель ности машин. Скажем, на открытых горных работах, о которых шла речь, такое разви тие выразилось в значительном росте вмес тимости ковша экскаваторов, грузоподъем ности автосамосвалов и локомотивососта вов, производительности буровых станков. Нет слов, реализация подобной модели развития как раз и обеспечила очень весо мую прибавку в основных технико-экономи ческих показателях угледобычи. Э тот посыл легко подкрепить соответствующими цифра ми. Не стану, однако, делать этого — не а цифрах суть. Здесь вот ведь какая зака выка. Беспредельно наращивать единичную мощность машин, увы, нельзя. Уже за д о вольно близкими границами такое благо перевооружения оборачивается злом эконо мическим. Резко растут трудоемкость мон-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2