Сибирские огни, 1988, № 5

значительной мере задается машинострои­ телями. Вспомним: цены на горные машины (а они, естественно, нас интересуют в данном случае) значителмо опережают их произ­ водительность. Прибавьте к сказанному д о ­ вольно низкий потенциал надежности этой техники, и станут понятными причины паде­ ния фондоотдачи. Сюда наслаиваются мно­ гие помехи, так сказать, имманентного свой­ ства — плохая организация производства и труда, другие факторы. И, таким образом, разрыв постепенно увеличивается. Переломить эти неблагоприятные тенден­ ции в состоянии только всемерная интен­ сификация производства на основе научно- технического прогресса, структурной пере­ стройки экономики, эффективных форм уп­ равления, организации и стимулирования труда. Именно в этих терминах на XXVII съезде партии определена сущность уско­ рения социально-экономического развития. Каждый из перечисленных факторов рос­ та крайне актуален для угольной промыш­ ленности Кузбасса. Здесь коренная рекон­ струкция давно необходима. И шахтный, и карьерный фонд бассейна изрядно обвет­ шали. Мощности по обогащению угля не со­ ответствуют объемам добычи. Экономиче­ ским последствием такой опасной диспро­ порции является необходимость перевозить в центральные районы страны в сущности миллионы тонн пустых пород, используя для этого и без того перегруженный же­ лезнодорожный транспорт. Уже сегодня Дают знать о себе диспро­ порции между добычей угля и возможностя­ ми его транспортирования к потребителям. Завтра этот разрыв увеличится, и проблема транспортного обеспечения бассейна обре­ чет угрожающие масштабы. По данным того же ВНИИКТЭПа, внеш­ ние транспортные связи бассейна по углю при максимальном варианте его развития определяется в 110 миллионов тонн на рас­ стояние 2— 3 тысячи километров. Сравните: сегодня отсюда в европейские районы стра­ ны вывозится примерно вдвое меньше, и транспорт постоянно оказывается едва ли не самым узким местом: на складах шахт и разрезов скапливаются миллионы тонн не­ реализованного угля. Э тот разрыв в цепи «добыча — реализа­ ция — потребление» вдвойне ущербен. От него страдает народное хозяйство, не полу­ чающее вовремя столь необходимый ресурс, и трудовые коллективы угольных предпри­ ятий, оказывающиеся в положении невы­ полнивших производственные планы (реа­ лизация — важнейший показатель, венчаю­ щий усилия многотысячных коллективов). Угрожающе велики дефициты ремонтных мощностей бассейна. Эта проблема для Кузбасса имеет особое значение. Ведь о б о ­ рудованию приходится работать в сложней­ ших условиях — высокая крепость вмещаю­ щих пород, длительный период низких тем­ ператур (для открытых работ это очень ощутимо). Прибавьте к этому прискорбно низкий уровень надежности оборудования, и проблема ремонтной базы обозначится весьма рельефно. Между тем, в том же объединении «Ке- меровоуголь», где сегодня сосредоточена значительная часть мощных экскаваторов, буровых станков и большегрузных автоса­ мосвалов отрасли, за три последних пяти­ летия не построено ни одного ремонтного завода. Хотя рядом постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР преду­ сматривались строительство и реконструк­ ция пяти предприятий. Перечисленное выше относится главным образом к производственной инфраструкту­ ре — обслуживающим угледобычу мощно­ стям. Экономическая «погода» делается в основном производстве преимущественно. (Хотя под воздействием тылов важнейшие технико-экономические показатели и под­ вергаются существенной «подстройке»). И здесь наиболее ощути.мо влияние научно- технического прогресса, его поступи и эф ­ фективности, способных нейтрализовать вли­ яние всех сдерживающих добычу факторов. Надо бы, видимо, поправиться — могло быть наиболее ощутимым... Сегодня этого, увы, не скажешь. Ни для условий подземной добычи, ни для пред­ приятий, добывающих уголь открытым спо­ собом. В бассейне все еще слишком велики объ е­ мы тяжелого ручного труда. При все том, что основные процессы механизированы. А , техническое перевооружение предприятий идет в сущности постоянно. И тем не менее экономика угледобычи столь же неуклонно ухудшается. Многое в такой нездоровой динамике эко­ номических показателей относят за счет по­ стоянно ухудшающихся горно-геологических условий. Забывая при этом об организаци­ онных неурядицах. Как, впрочем, и о глав­ ном — явно низкой эффективности техниче­ ского прогресса во всех звеньях горного про­ изводства. Скажем, на открытой угледобыче возможности и резервы применяемой повсе­ местно цикличной технологии (в ее основе — использование экскаваторов цикличного действия) практически исчерпаны. Между тем, исследования и разработки, что ведутся для открытчиков, связаны в основном с час­ тичным совершенствованием как раз этой технологии. С использованием все тех же буровых станков, экскаваторов, автосамо­ свалов и локомотивосоставов. Давно известно, а в последнее время к этой мысли обращаются все чаще: два пути определяют научно-техническое развитие — экстенсивный и интенсивный. Не сделаю о т­ крытия, заявив, что экстенсивный характер развития наиболее прост и до определенно­ го предела — достаточно эффективен. Клас­ сический пример такого развития — увели­ чение единичной мощности, производитель­ ности машин. Скажем, на открытых горных работах, о которых шла речь, такое разви­ тие выразилось в значительном росте вмес­ тимости ковша экскаваторов, грузоподъем­ ности автосамосвалов и локомотивососта­ вов, производительности буровых станков. Нет слов, реализация подобной модели развития как раз и обеспечила очень весо­ мую прибавку в основных технико-экономи­ ческих показателях угледобычи. Э тот посыл легко подкрепить соответствующими цифра­ ми. Не стану, однако, делать этого — не а цифрах суть. Здесь вот ведь какая зака­ выка. Беспредельно наращивать единичную мощность машин, увы, нельзя. Уже за д о ­ вольно близкими границами такое благо перевооружения оборачивается злом эконо­ мическим. Резко растут трудоемкость мон-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2