Сибирские огни, 1988, № 5
лизация грузооборота - очень существен- в о ^ о " с а .'''‘ Если держать в уме исходную посылку нашего разговора, видимо, такая однобо кость развития не может не оборачиваться и какими-то потерями социального плана Не обеспечивая достаточного выбора мест приложения труда, мы тем самым ограни чиваем возможности более полной реали зации потенциала личности. А ведь при знавая ведущую роль личного фактора про изводительных сил, нельзя не считаться и с этим обстоятельством при определении хо зяйственных приоритетов. Но вернемся од нако, в Кузбасс, чтобы посмотреть, ’ как здесь готовится социальная база для столь необходимого прорыва на новый уровень добычи угля. Сегодня бассейн отстает от союзных и российских показателей по обеспеченности населения благоустроенным жильем, дет скими дошкольными учреждениями, клубами и общеобразовательными школами. Явно не дотягивает область в уровне коммунальных, бытовых услуг и связи, по количеству д о рог с твердым покрытием, по многим дру гим показателям, обеспечивающим главные предпосылки стабилизации кадров. И в этом плане наименее обустроены как раз угольные поселения. А это — десять из девятнадцати городов области (по масшта бам и темпам урбанизации Кузбасс зани мает первое место в регионе и одно из ве дущих в стране). ' Область вошла в восьмидесятые с тяже лым наследием — до войны, да и в после военные годы доминировало расселение по принципу «поселок — шахта». Нельзя ска зать, что такое решение было дальновидным — социальные издержки здесь явно пере вешивали ту экономию, которая достигалась на транспорте. Впрочем, даже не глубокий анализ не обнаружил бы и этой выгоды. Преимущества централизованного расселе ния явно ощутимее, если держать в уме, скажем, использование труда вторых членов шахтерских семей. Не говоря уже о соци ально-культурном обустройстве быта. И если просчеты, допущенные до войны и в послевоенные годы, можно еще объяс нить материальными трудностями и низким уровнем нашего планировочного мышления, то вовсе уж непостижимо градостроитель ное развитие области с начала шестидеся тых. Исключение здесь составляет разве что Новокузнецк, застройка которого ведется на хорошем современном уровне. Впрочем, и он сегодня испытывает многие беды перена селенных городов. Пагубно сказывается бу кет экологически неблагополучных пред приятий черной и цветной металлургии. Города же с преобладанием предприятий угольной промышленности очень некомпакт ны. В сущности их разменяли на множест во поселков, лишь административно органи зованных в город, с автономной социально- бытовой инфраструктурой, как правило пло хо развитой и доставляющей немало хлопот и населению, и «отцам» городов. К сожалению, и в наши дни идеи центра лизованного расселения угольщиков пока мало овладели умами градостроителей. В середине шестидесятых была предпринята попытка запроектотовать такой компактный город в центре Ерунаковского угольного района — одного из самых перспективных месторождений бассейна, но проект этот остался нереализованным. Между тем, ос воение района началось. И угольщикам еж е дневно приходится преодолевать до 150 ки лометров, чтобы попасть на работу и после работы вернуться домой, на Ильинскую площадку Новокузнецка. Ездят сюда, впро чем, и из Прокопьевска — район осваива ют два производственных объединения. Уточню; не о вахтовом методе речь — о ежедневных поездках. Да и можно ли о с ваивать вахтами месторождения, рассчитан ные на многолетнюю эксплуатацию? Ведь в этом районе намечается строительство крупных современных предприятий, которые обеспечат существенный прирост добычи. Только разрез «Талдинский», к примеру, будет добывать 30 миллионов тонн доброт ного угля — больше половины того объ е ма, что дают сегодня все предприятия объе динения «Кемеровоуголь». И конечно же, если речь идет о необхо димости существенного увеличения вклада Кузбасса в решение энергетической прог раммы страны, придется, никуда не денешь ся, ломать сложившиеся стереотипы, выра батывать умение за ближними хозяйствен ными выгодами видеть отдаленные небла гоприятные последствия. Уроки Ерунаков ского района лучше бы начинать осваивать с некоторым упреждением. Не дожидаясь, пока цена издержек возрастет многократно. Коль скоро зашла речь об издержках, не худо бы еще раз напомнить, что основ ные экономические показатели угольной промышленности, и не только кузбасской, обнаруживают довольно устойчивую тен денцию к ухудшению. Такова закономер ность, характерная для всего минерально- сырьевого сектора нашей экономики, А здесь сосредоточено около трети производст венных фондов страны. Сюда направляется до 40% промышленных капиталовложений *. Достаточно сказать, что за последнее время капиталоемкость топливных отраслей растет больше, чем в среднем по промыш ленности, а фондоотдача падает. И тоже опережающе. Эти неблагоприятные тенден ции опасны своим системным характером. Они серьезно воздействуют на эффектив ность функционирования всей экономики. Очень существенно здесь и то, что постоян но растут так называемые сопряженные за траты, связанные с развитием этих отраслей. Их нужно обеспечивать металлом, энерги ей, приходится строить жилье, инфраструк туру, решать другие социальные вопросы. Что, как правило, весьма накладно. У столь неблагоприятно складывающейся для угольщиков экономической ситуации — весьма неоднозначная природа. Во всяком случае, не только они повинны в росте ка питалоемкости и падении фондоотдачи. «Новый мир» очерком В. Селюнина и Г. Ха- нина «Лукавая цифра» (1987, № 2) частич но прояснил уже истоки такого «грехопаде ния» угольщиков. Их несостоятельность в • См. Л. Арбатов. Экономика начинается с сырья.— «Известия», 9 июля 1983 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2