Сибирские огни, 1988, № 5
сравнивать правомерно только в таких еди ницах, и это уже даже узаконено Госстан дартом) содержание серы в них ниже, чем в донецких в 5— 8 раз! Согласитесь: даже если исключить из сравнения более высокую капиталоемкость у потребителя (то есть необходимость затрачивать больше средств на устройства для очистки отходящих га зов ), сама по себе экологическая безопас ность — очень веский аргумент в споре. Мне могут возразить: есть ведь экологи чески более чистое топливо, к примеру газ. Он вообще не содержит ни золы, ни серы, ни азота — того самого, что выпадает в окислы в виде кислых дождей. Все это так. Но при этом нельзя не учиты вать нескольких «противорезонов». Прежде всего, газ необходимо использовать для вы теснения жидкого топлива с газомазутных блоков (наследие периода дещевой неф ти) . Эти станции существуют, и перестраи вать их на твердое топливо наверняка невы годно. А жидкое топливо сжигать кощунст венно,— это понятно каждому. Нефть обладает самым устойчивым экс портным потенциалом — больше половины конвертируемой валюты, поступающей в казну, обеспечивают углеводороды. Далее, возможности экспорта самого газа тоже достаточно высоки, и с этим нельзя не считаться. Следовательно, и по этом у па раметру роль угля в топливно-энергетиче ском балансе страны в обозримой перспек тиве будет неуклонно возрастать. (Сред ства массовой информации США не без ос нований называют его «великой черной на деждой страны», а традиционные роялисты — англичане изменившуюся конъюнктуру выражают формулой: «Уголь снова ко роль!»). Перебрав такое количество доводов в пользу кузнецких углей, мы так и не см ог ли исчерпать во всем объеме их достоин ства. Приведу еще некоторую информацию к размышлению. Первая. По данным В сесою з ного научно-исследовательского института комплексных топливно-энергетических проб лем (ВНИИКТЭП) Госплана СССР, удель ные капитальные вложения в новое строи тельство в предстоящие пятилетия (их при нято считать в рублях на тонну условного топлива) достигнут: в Подмосковном бас сейне — 285, в Д онбассе — 342, а на уголь ных разрезах Кузбасса — 117 руб.! Умест но вспомнить в этой связи, что в обозри мом будущем добычу угля открытым спосо бом можно довести в Кузбассе до 140— 150 млн, тонн, а в более отдаленной перспекти ве — до 200— 220 млн. тонн. (Разрабатыва емая в настоящее время целевая програм ма развития Кузнецкого топливно-энергети ческого комплекса предусматривает дости жение 100-миллионного рубежа к 2000 го- ду.) Наконец, информация вторая и последняя. Как это ни звучит парадоксально, и стр о ительство жилья, включая инфраструктуру, в Кузбассе оказывается вдвое дешевле, чем в Донбассе. Если при этом затраты считать не на человека, а на прирост добычи в тон нах условного топлива. Еще лет пятнадцать тому назад едва ли не каждый номер областной газеты «К уз басс» выходил с набранной крупно «шап кой», призывавшей достичь 150-миллион ного рубежа в добыче угля. Этим добрым намерениям, увы, было дано свершиться лишь в 1986 году. А две последних пяти летки бассейн вообщ е отставал по выпол нению основных заданий государственного плана. Снизились такие показатели, как до быча угля, производительность труда, стала подниматься себестоимость продукции гор няков. Замедлился темп роста добычи. Ес ли за десятилетие с 1950 по 1960 г. добы ча возросла в 2,2 раза, то уже в следую щем десятилетии рост составил всего 1,4, а к концу 1980 г. спустился до 1,3. Сегодня, будем откровенны, нет серьезных предпосылок к тому, чтобы ожидать пере лома этой неблагоприятной тенденции и в текущей пятилетке. Ведь даже на открытой добыче, обнаруживавшей все эти годы наи больший динамизм развития, в последнее время намечается существенное замедление темпов. В объединении «Кемеровоуголь» (оно специализировано на этой прогрессив ной технологии) за последние два десяти летия объем добычи вырос примерно в три раза, выпуск сортовых углей — в шесть раз, коксующихся углей — в семь с поло виной раз и т. д. В эти же годы, впрочем, темп прироста неуклонно замедлялся. Сложившаяся ситуация не мож ет не нас тораживать. На XXV II съезде КПСС нели цеприятно говорилось о крупных провалах угледобычи. Строго говоря, более точно оп ределить положение дел и нельзя. Когда пос тоянно растущий спрос (а потребности в кузнецких углях действительно велики) не обеспечивается соответствующими предло жениями, приходится идти на чрезвычайные меры. Очень похоже, что нужда в таких ме рах возникла давно и бассейн уж е заж дал ся их реализации. Причины этих провалов хорош о известны. О них неоднократно писали центральные га зеты. Меры по обеспечению устойчивой ра боты и развитию предприятий Кузнецкого угольного бассейна определялись рядом постановлений ЦК КПСС и Совета Минист ров СССР (с 1980 года вышло три таких серьезных документа). Каждый из них со держит исчерпывающий анализ природы сложившегося неблагополучия. Она, впро чем, хорошо известна и сводится в основном к очень медленной реконструкции действую щих предприятий, слабости строительного комплекса бассейна, плохой обеспеченности жильем и трудовыми ресурсами (между двумя последними, как понимает читатель, существует очень тесная связь). Обстоятельно проанализировал положе ние дел в Кузбассе член Политбюро ЦК КПСС, Председатель Совета Министров РСФСР В. И. Воротников в своем докладе на Всесоюзной конференции «Развитие про изводительных сил Сибири и задачи уско рения научно-технического прогресса», со с тоявшейся 16— 19 июля 1985 г. в Н овоси бирске («Советская Сибирь», 20 июля 1985 г.). К этому перечню обязательно следовало бы добавить слишком медленную поступь технического прогресса в отрасли и в бас сейне, низкую надежность горнотранспорт ного оборудования, издержки в сущ ествую щей организационной структуре управления предприятиями бассейна. О них тож е —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2