Сибирские огни, 1988, № 5
в самом деле, когда вызрело решение лететь в Орел, Голиков сказал ему: «Здесь вашу работу, само собой, никто за вас не сделает, она будет вас ждать, но это не значит, что надо там спешить в ущерб поставленной задаче.» Помолчал, счел нужным добавить; «В архив, конечно, там зайдите, вдруг все же что-то обнаружится, какие-то бума ги могли уцелеть, но главное — люди, ищи те людей. И не жалейте на них времени.» В кабинете у Герасимова Овсянников ко ротко рассказал о цели приезда, попросил совета, с чего начать. Тот окинул гостя оце нивающим взглядом, «наложил резолю цию»; Начать надо с гостиницы. Поспи пару часов, приведи себя в порядок, а где-ни- будь^между десятью и одиннадцатью за тобой заскочит лейтенант Андрей Васин двинете в школу. В архив, военкомат - это успеется, раньше — в школу: определить людей, с которыми надо связаться, начать разматывать живую цепочку. Наш город конечно, не ровня вашим гигантам, но к трети миллиона приближаемся, тут не сра зу всех найдешь. ...Типовое трехэтажное здание школы стояло в окружении утонувших в зелени мобнячков, но если каждый особнячок был отделен от тротуара палисадником, школьный фасад, в противоположность им примыкал к тротуару вплотную (двор включая спортив,ный комплекс, находился! как потом выяснилось, с противоположной стороны здания). — У тебя какой любимый предмет в школе был?— спросил лейтенант Васин, вы ходя из машины.— Я так географией болел. — А у меня на первом месте физика была, потом еще историей увлекся,— улыбнулся Овсянников и неожиданно для себя процитировал: «...В 1494 году, осенью, 24-летний Карл двинулся в поход на Ита лию. У него было около шестидесяти ты сяч войска...» — Никак Грановский,— узнал лейтенант. — Поди, в экзаменационном билете вопрос по нему был? — Нет, просто вспомнилось. Может, по тому, что он из ваших мест. Овсянников не смог бы объяснить, поче му вдруг память извлекла на свет одну из лекций Грановского, читанную им в Мос ковском университете 26 ноября 1849 года. Удивительно, выплыло даже число, хотя он не сдавал по этому разделу истории сред невековья экзамена, не зазубривал текст. Директор школы поджидал их в вестибю ле — оказалось, лейтенант озаботился пре дупредить его по телефону. — Это вот и есть наш гость из Сибири,— представил лейтенант Овсянникова,-Надо сделать все возможное, чтобы ему не уехать от нас с пустыми руками. Директору можно было дать лет сорок, так что на его собственный огляд рассчиты вать не приходилось. Другое дело, если сохранились хоть какие-то документы пред военной поры, — Что вы, какие документы! Единствен ная надежда, что сохранился кто-то из вы пускников сорок первого. Ну, и учителей надо попробовать поискать — теперь они как вы понимаете, на пенсии... — Тогда, что же?— сказал лейтенант Ов сянникову.— Тогда ты, наверное, начинай тут с директором разматывать эту цепочку, а мы попробуем организовать поиск с дру гого конца, по своим каналам. Если что, после обеда буду у себя, вот мои коорди наты. Когда проводили лейтенанта, директор сказал, переходя без лишних церемоний на «ты»: — Я тебе плохой помощник в твоем де ле, надо бы дождаться военрука, он задол го до моего сюда пришел. К тому же за ведует у нас школьным музеем... Да ты снимай плащик-то, он не раньше как после обеда появится, военрук-то. По-видимому, разочарование, которое испытал Овсянников, отобразилось у него на лице, потому что директор вдруг за частил: — Да ты не расстраивайся раньше вре мени, все равно на кого-нибудь да выйдем. У него, по-моему, должны быть сведения о старых учителях, для музея он что-то такое выискивал. — Ну, а у вас... у тебя, неужели у тебя ни о ком из них ничего не удержалось в памяти? А то чего же я впустую полдня те рять буду. Оказалось, директора как-то тут знако мили с бывшей учительницей географии, которая и живет-то рядом со школой, через дом от нее. Только старушке изрядно за восемьдесят, и ее все чаще подводит па мять. Овсянников, тем не менее, решил, что должен с ней повидаться, это была хоть какая-то стежка в прошлое. — Пойдем, провожу,— вызвался дирек тор. Хозяйку застали на крылечке дома — она грелась на солнышке в наброшенной на плечи шубейке. — Я шамая и ешть Алекшандра Ларио- новна,— прошамкала она, щуря на них обесцвеченные глаза,— А учительниши тут нет, не живет учительниша, я живу. Директору, видел Овсянников, было не ловко, что ничем не смог помочь; он по пытался расшевелить старую женщину, принялся рассказывать, что работает теперь в той школе, где она когда-то преподавала, но в ее глазах так и не зажегся ответный отблеск. «...У него было около шестидесяти тысяч войска; впрочем, через Альпы он перешел, имея не более сорока тысяч...» Теплилась еще надежда, на ребят из от дела полковника Герасимова да областной архив. Если и там ждут подобные резуль таты, останется лишь повернуть, не соло но хлебавши, обратно «через Альпы». Вос вояси. Как уже пришлось поворачивать, когда гтеред поездкой в Орел разыскал в далекой Антоновке Марию Сергеевну Кор шунову и стал выяснять, была ли она за мужем за Бовиным. — Ты в какой гостинице остановился?— приступил к Овсянникову директор, едва успели попрощаться с учительницей. — Дай телефон, просигналю, как появится военрук. «Похоже, толку от твоего военрука, сколько и от тебя!»— чуть не вырвалось у него, однако сдержался, объяснил, что гостиничного телефона не записал — не подумал о необходимости записать, но что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2