Сибирские огни, 1988, № 4
нравственную проблему, о чем и напомина ет А. Кирилин читателю, изображая жен щин из «салона красоты» и завсегдатаев «Центрального». Правда, и здесь, как и в предыдущей повести, поставленная автором важная проблема человеческого общежи тия глубоко не разрабатывается. Есть характеры, художественно достаточно убе дительные, есть точно увиденные ситуации, но подчас за ними не хватает глубокого размышления о почве, порождающей оди ночество, о его негативных последствиях на следующие поколения... На такого рода со циальные вопросы художественная картина, как бы хороша она ни была, сама за себя далеко не всегда способна ответить. Тем более что и художественные решения пове сти страдают подчас , упрощенностью. Во всяком случае, в финале произведения ав тор пошел яв'но по пути наименьшего сопротивления, устроив не очень-то согла сующийся с логикой развития характеров Ольги и Никиты (здесь более уместен был бы «безрезультатный» сюжет) «хэппи-энд». Совсем иной пласт жизни берет писатель в повести «Чужая игра». Она о спорте. По фабуле. По сути жё — о дефиците в чело веке гуманистического начала. Не сложилась спортивная судьба хоккеи ста Фомина, главного героя повести. И не из-за отсутствия необходимых игровых дан ных, упорства или трудолюбия. Не хватало ему всегда... доброты, той доброты, без которой немыслимы и подлинный спортив ный азарт, и легкость, и взаимопонимание партнеров, и просто удовольствие от игры, наконец. Вместо всего этого с коварной «подачи» своего тренера Бориса Николае вича (Бэтси) Фомин на многие годы руко водством к действию избрал правило на ставника; «обгони, прорвись, победи». Он и «прорывался», и лез, не щадя соперника, на практике воплощая тренерскую науку, вы раженную в его любимом афоризме: «Злость, злость мне давай, только она по беждает...». И многие годы «прорывался» он, не замечая, что теряет уважение това рищей, близких, чувство коллективизма, а заодно и вкус к игре, к чисто спортивному состязанию, далекому от турнирной арифме тики; теряет и нечто гораздо более важное в себе — человечность. Не случайно, заду мавшись однажды о своей жизни, Фомин «вдруг с необычайной ясностью выделил из множества воспоминаний талантливого Славку с его невосприимчивостью к мутной командной науке, неизменной улыбкой, покрывающей призывы к злости. Славку, оставшегося самим собой, всегда знавшего, что ему надо. Он был добрым, вот в чем дело. Фомин же убегал от доброты, встре чавшейся на его пути...» К концу повести Фомин «прозревает»: он бросает своего тренера, у которого к тому времени стал правой рукой, собирается создать хорошую детскую команду. Автор недвусмысленно дает понять, что у его ге роя наметились положительные сдвиги. Од нако «прозрение» это показалось мне не сколько поспешным, даже, пожалуй, и не само «прозрение», а «перековка» Фомина с таким чересчур определенным — «будут ученики». Сказалось (вспомним финал «Са лона красоты») пристрастие автора к благо получным исходам, к апробированным сте реотипным художественным решениям. И сказывается не только в однообразных сюжетных поворотах, ко и в определенной стилистической монотонности: все повести и рассказы книги, такие разные и в тема тическом, и в социально-психологическом плане, написаны в одном и том же бесстра стном репортажном ключе. Такая манера повествования не дает воли авторскому субъективизму, отделяя его от героев, но с другой стороны — его, автора, порой, пол ностью и заслоняет, делая сторонним сооб- щителем-наблюдателем происходящего. Можно обнаружить в книге и другие, ме нее, правда, значительные недостатки, од нако они ни в коей мере не перечеркивают ее достоинств. Отнести их скорей можно к издержкам роста («Чужая игра» — вторая книга А. Кирилина) быстро прогрессирую щего молодого прозаика. Алексей ГОРШЕНИН Галина Раднаева. Огонь в очаге. Поэма. Перевод с бурятского В. Евпатова. М., «Современник», 1986. Имя Галины Раднаевой стало хорошо из вестно русскому читателю по книге ее сти хотворений «Белый месяц», талантливо пе реведенной Татьяной Ребровой. И вот вторая встреча. Встреча неторопливая, обстоятельная, когда у разгорающегося очага доброго раз говора собрались друзья, которым есть что сказать друг другу, есть чем поделиться. О чем же этот долгий дружеский раз говор? Если сказать кратко — о жизни, О жизни нашего поколения — поколения детей войны, о тех, кто счастлив почитать своей родиной малые деревеньки, улусы, многие из которых теперь живы только в нашей памяти. У очага поэтического мира Галины Р ад наевой собрались не только мы теперешние, сегодняшние, изведавшие полной мерой счастья, хлебнувшие горя, пережившие все, что выпадает на долю человека активного, не прячущегося ни за стены личного благо получия, ни за мертвые заросли индиви дуализма. Галина Раднаева, начиная дол гий и страстный монолог-поэму, вызвала из творческой памяти ту девочку, которой она была в тяжкие и счастливые послевоенные годы, стала говорить с ней, и мы, сверстни ки поэтессы, невольно вспомнили свое дет ство, вспомнили все то, что нам было до рого и желанно в те годы, вспомнили свои мечты и надежды, чтобы тем высоким и горьким светом поверить наши сегодняш ние дела и думы. И много нас стало у приветливого очага Галины Раднаевой. И нашими голосами, пробуждающимися навстречу ее голосу, зазвучала поэма. О чем наш разговор, о чем эта книга? Уже названия ее пространных, неравно душных, полных жизни глав говорят сами за себя — Очаг, Родина, Джида (река ро дины), Слово, Мать, Любовь, Дети, Труд, Сурхарбан (праздник), Друзья, Время, Бе лый месяц. Счастье... Мечтаю вновь собрать своих друзей У очага и говорить о жизни: О славе и о бедах давних дней, О нашей малой и большой Отчизне. Ы от огня родного очага Созвездья зажигать на темном небе...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2