Сибирские огни, 1988, № 4
А. Кирилин. Чужая игра. Повести и рассказы. Барнаул. Алтайское книжное изд-во, 1987. Люди разных жизненных сфер населяют новую кину барнаульского прозаика Ана толия Кирилина: шабашники, спортсмены, сотрудницы косметического кабинета... Но чем бы ни занимались его герои, какими бы непохожими ни были, в одном они несом ненно близки — трещина разлада с миром и самим собой тронула их души, лишила жизненной устойчивости и прочности. В центре заглавной повести сборника — «На белом коне» — вольнонаемная брига да, промышляющая свой калым на ниве сельского строительства. Со знанием дела показывает автор труд и быт. шабашников, их непростые взаимоотношения с хозяйст- венниками-работодателями, которые, с од ной стороны, презирают «вольных масте ров», а с другой — из-за постоянных сбоев в экономическом механизме обойтись без них не могут. (И трудно тут не согласиться с одним из персонажей повести, утвержда ющим, что шабашники — «продукт време ни, можно сказать, социальная необходи мость»). Правда, по-настоящему глубокого анали за причин и истоков шабашничества, по иронии исторической судьбы ставшего бли жайшим родственником сегодняшнего бри гадного подряда, в повести, к сожалению, нет, что, естественно, обедняет ее, хотя, су дя по всему, автор и не ставил перед со бой этой задачи в качестве первоочередной. На первом плане у него нравственная сто рона явления, а точнее та духовная корро зия, которая ему сопутствует. И речь вовсе не о труде шабашников как таковом (дело то у них как раз поставлено хорошо, и ра ботают они с полной самоотдачей), а о той философии, тех краеугольных принци пах, на которых держится сам образ жизни калымщиков. Координаты же их существования не сложны, Деньги как главная цель, источник вдохновения и мерило самоуважения («с деньгами чинов не спрашивают», с ними всегда «на белом коне»), неуемная тяга к перемене мест и... постоянное одиночество —■вот что главным образом соединяет бригаду, изображенную А. Кирилиным. В то же время за плечами каждого из ее членов своя судьба, свое прошлое. Когда-то молодой инженер, а ныне бригадир шабаш ников, Ждан Кузовлев подавал надежды и даже «дошел до начальника цеха» химком бината; «быстрый, решительный, о« умел заставить работать других», И «если Ждан мог вырасти в крупного администратора», то Муравьев — его правая рука и мозговой центр бригады — наверняка бы мог быть при нем «главным конструктором, инженером тоже, разумеется, главным, технологом, а то и запросто объединял бы все эти дол жности». Третий член бригады — Сан Са- ныч — «бог снабжения. Еще год назад был заместителем директора завода, уважаемым человеком с обширными связями». И только Кама, пожалуй, как-то приближается к расхожему представлению о шабашнике как о кондовом мужичке в отхожем про мысле, да и то потому лишь, что в его прошлом нет «и высокого положения, ни образо-ванности (тюрьма — один из его университетов), есть только золотые руки и двужильность прирожденного работяги. Обнаруживая в своих героях черты не заурядности, А, Кирилин одновременно д а ет ощутить противоречивую двойственность их натуры, несовпадение их с миром обще ственных интересов. Перед нами драма ра ботящих, неглупых, по-своему даже та лантливых людей, замкнувшихся на эго истическо-мещанском мирке лично-корыст ных интересов, которые символизирует то и дело возникающий в повести образ «рос кошного скакуна с червонцами в перемет ной суме». Хотя вряд ли можно утверждать, что к шабашничеству героев повести «На белом коне» привела патологическая жадность. Ведь и деньги-то в их руках долго не за держиваются, и не сожалеют они о них. Другое дело, что деньги дают (пусть и при зрачное) ощущение свободы, силы, уве ренности в неограниченных своих возмож ностях, Дело, если смотреть глубже, в другом: по сути, все они бежали от каждо дневной ответственности, кипения общест венной жизни. То ли дело калымная рабо та — «не надо собачиться с мастерами, тянуть жилы, нагоняя план, думать о ком плектации оборудования, вообще не надо думать, были бы руки». Однако бегство это не проходит для каждого из бригадной чет верки даром, ибо оно — не только бегство от суеты жизни, но и от самого себя. В ре зультате теряются связи с миром («какой смысл в прочных связях, если вся жизнь ли шена прочности»), а взамен —- ледяная пу стота одиночества, которая настигает же стоко, неотвратимо, делая «везде чужими». И нет в этом самим себе уготованном кругу отчуждения, спасения... Печать опустошающего душу одиночест ва лежит и на персонажах повести «Салон красоты». Здесь, правда, одиночество осо бого рода — женское. Героини повести, на первый взгляд, уверенные в себе, самостоя тельные, деловые современные женщины, которые «кормят, одевают себя, своих де тей, содержат хозяйство...». На их ^лицах «вы никогда не увидите слез, не поймаете во взглядах нервного срыва, не услышите мольбы о помощи». Но все это, убеждает пас писатель, лишь внешнее впечатление. Иначе, наверное, незачем было бы им соби раться по понедельникам в ресторане «Цен тральный», где сложилось их, одиноких женщин, «братство, своего рода клуб», в котором «теплее, чем дома, в родных сте нах». Именно отсутствие прочного семейно го очага и роднит их души. Автор сравнивает своих героинь с венчи ками сухой прошлогодней полыни, упрямо торчащей поверх сугробов, и образ этот становится в повести горьким символом женского одиночества. И косметолог Ольга, и ее подруга Свет лана, и официантка Люба — все они, гор дясь своей самостоятельностью и ценя не зависимость, мечтают вырваться из клетки одиночества, обрести, наконец, полноцен ное счастье. Увы, только мечтают. На реши тельный поступок способны немногие. Обыч но хватает их лишь «на демонстрацию сво ей незадачливости в ресторане «Централь ный» в компании «таких же горемык». Женское одиночество давно уже переста ло быть сугубо личным делом и переросло в серьезную социально-психологическую и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2