Сибирские огни, 1988, № 4
Ы КНИЖНОЙ полки Владимир Баиьунов. Звезда утренняя, звезда вечерняя. Стихи. «Современник». Москва, 1987 г. В своей новой книге В. Башунов пред стает перед нами как внимательный и чут кий слушатель сибирской земли, ее мира и веры, ее памяти и надежды. Стараясь не упустить ни единого звука, будь то «свер кающая речь» реки Бии, «тревожный голос совести людской» или подрубленный корень дерева, что, «шатаясь, от боли скрипит», даж е полувздоха родной природы, поэт с величайшей осторожностью вписывает эти звуки, тона и полутона в простые, ясные, почти прозрачные словесные образы. И именно эта их прозрачность и неза- мутненность заставляет нас вдруг поразить ся глубине поэтического среза. В судьбе, освещенной страданьем, любовью. трудом и сраженьем, дорога была испытаньем, береза была утешеньем. Иные ль достались нам боги? Сдержи подступившие слезы: за тою березой — дороги, за тою дорогой *- березы. Так проста и естественна символика, так без прикрас и честно говорится о главном и бесценном в жизни, что даж е фраза «сдер жи подступившие слезы» на фоне рифмы «березы», выглядит, как ни странно, откры тием, потому что является в данном случае большим доверием к читателю. Поэзия В. Башунова обозрима — от ут ренней звезды до вечерней звезды. Всего лишь световой день человека, всего лишь миг его судьбы, но и беспредельна ее про тяженность по мысли, ибо каждый миг жизни человека на земле является «сереб ряным звеном» в бесконечной вселенской цепи. в напряженной гремящей цепи моих дней есть серебряное звено: мальчик в белой рубашке пасет коней... Далеко его видно, когда темно. И женский голос, зовущий в заревом ту мане корову по имени «Малюта», и смут ный взгляд Скуратова «из дальних времен», и неосторожная черемуха, цветущая в ок тябре, и летящая девочка Наташа. И две звезды встают над полем, над до рогой, над родиной. И свет их «от сосны до сосны, от воды до воды, от весны до весны» — это и «свет родного жилья, дух ржаного жнивья — все отрада твоя и держава твоя», это и «судьба материнская, судьба дочер няя», Печалится мать под звездою вечерней, под утренней — смех раздается дочерний... Все это — наш мир, наше прошлое и бу дущее, наша память, наше детство и «не только детство, не только сказка или стих, но память духа, как наследство суровых прадедов...», все это — жизнь. Поэтический язык В. Башунова очень прост, но не было бы предмета для раз говора, если бы поэт только просто гово рил, слушал звуки земли, уж коли этим да ром обладает, да честно нам их пересказы вал. Л ежала бы перед нами очередная книга стихов «о родной своей алтайской природе, об односельчанах — истовом их труде и несуетном быте, о матери, о люб ви...», как говорится в аннотации к книге, совершенно неверно дающей представление о поэзии В. Башунова, и никого бы эта книга не встревожила, не взволновала, не смотря на вечные темы. В поэзии В. Башунова есть особинка, есть чистая тайна, которая и делает стихи поэ зией. Честен с нами поэт до предела, но не выплескивается весь, а с каждым новым откровением задает задачку: вроде говорит серьезно, а глаза улыбаются; вроде посмеи вается, а слезы в глазах; голос его без мятежен, а тревога сжимает сердце, поэт — сама ирония, а душу охватывает нежность и жалость к кому-то, нам не ведомому... В этом его своеобразие: восторженность соседствует с рассудительностью, светлая удивленность с мудрой убежденностью, а непоколебимое сознание собственной право ты постоянно подвергается легкому сомне нию. Не будь у В. Башунова этого дара, при круге его тем и словарном запасе ему бы грозила серая пропасть кондовости, прямо линейности, а там недалеко и до лицеме рия... К счастью, этого не произошло. Книга «Звезда утренняя, звезда вечер няя» радует тем, что поэт чутко слышит грань, за которой перестает звучать музы ка, и не эксплуатирует ни своих ни чужих открытий, когда может возникнуть опасе ние, что это — предел. А поэтому хочется надеяться, что глубокого поэтического ды хания, дыхания до самого высокого «сере бряного звена» у В. Башунова хватит на долго. Нелли ЗАКУСИНА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2