Сибирские огни, 1988, № 4

их у в а ж а л и , хотя и подтрунивали за их особый говор, завидный аппетит (быва­ ло, вдобавок к армейскому довольствию они- варили огромный котелок картошки и преспокойно уминали его). Держались «де­ ды» кучно и вели бесконечные беседы между собой. Однажды я прислушался и был поражен мудрой философской нето- ропкости этих разговоров. О событиях на фронте они судили с полным пониманием обстановки, оценивали события в м е ж д у ­ н а р о д н о м масштабе. Вот тебе и «де­ ды»! И вот сегодня молодой драматург пытается меня уверить, что из моих доб­ рых однополчан в наши дни образовались лукавые и трусливые деды Василии, един­ ственной заботой которых сегодня остает­ ся стремление сохранить «пензию» и неза­ конно захваченные лишних две сотки ого­ рода!? Невозможно поверить! И, как мне стало известно, в новой редакции вся линия стариков пересмотрена, автор исключил мо­ тив их изобличения. Рассматривая жизнь «сквозь магический кристалл» искусства, драматург, конечно, вправе использовать в числе прочих и при­ ем п р е у в е л и ч е н и я . В пьесе «По со­ седству мы живем» этот прием применен широко и служит средством разрешения конфликтной ситуации. Вступают в конф­ ликт два соседа — Федор, его обвиняют в воровстве комбикормов, и Матвей, его на­ зывают браконьером, незаконно обиваю­ щим шишки в заповедных кедрачах. При­ ревновав к жене, Матвей, во-первых, пы­ тается поджечь дом соседа, во-вторых, при­ стрелить из дробовика (неважно, что ру­ жье испорчено, нацеливается-то Матвей всерьез) и, в-третьих, грозит зарубить то­ пором. О том, что угрозы эти р е а л ь н ы , можно судить по реакции окружающих. Вот так в этих глухих таежных деревиях решаются соседские споры? Что это? Черты самобытности нашего сибирского края? Сделаем некоторые выводы из наших раз­ мышлений о судьбах драматургии Сибири. Молодая сибирская драматургия пост- вампиловского периода — реально сущест­ вующий факт, который, если не сегодня, то завтра придется учитывать театрам не толь­ ко Сибири. «Прорыв» на столичную сцену Романа Солнцева, Михаила Ворфоломеева, инсценировок Валентина Распутина, Викто­ ра Астафьева — всего лишь н а ч а л о воз­ никшего процесса обогащения театра со­ временной драматургией огромного пер­ спективного региона. От опытов политической и социологиче­ ской драмы до бытовой комедии и траги фарса — такова жанровая палитра совре менной драматургии. От пьес, базирую щихся на строго документальной основе, до пьес притчевого характера —- таково тематическое многообразие драматургии сибиряков. В своем большинстве драматурги Си­ бири следуют поэтике Чехова, «не выводя ни одного злодея, «и одного ангела... ни­ кого не обвиняя, никого не оправдывая», предоставляют, подобно вампплооским пье­ сам, право на суд самим зрителям. Сосредоточить свое вни.мание на том, что считаешь главным — на хорошем или пло­ хом. Раскрыть это главное, не боясь обви­ нений в «очернительстве», в «сгущении красок», через жизненно достоверное быто­ вое описание и при этом в е р и т ь , ч т о т в о я п ь е с а с п о с о б с т в у е т и з м е ­ н е н и ю к л у ч ш е м у — в этом вампи- ловский завет драматургам. И этим пу­ тем идет сегодня молодая сибирская дра­ матургия. Драмы, комедии, трагикомедии, траги­ фарсы, «сцены из жизни» — все, что создано и создается в Сибири, пред­ ставляет собойзначительную идейно­ художественную ценность, которая по сей день не стала нашим общим до­ стоянием. Театры в своем большин­ стве местных драматургов «.не видят», предпочитают добиваться права первой постановки у прославленных «звезд». Си­ бирские клады открывают москвичи и ле­ нинградцы. Странно, не правда ли? Вот и сезон 1986/87 гг. «Красный факел» строит на п е р е х в а ч е н н о й новой пьесе Алексан­ дра Гельмана, на и н с ц е н и р о в к е по­ вести Сергея Залыгина «На Иртыше». Со­ временной сибирской пьесе места не на­ шлось. И это в городе, где живут 3. Ибра­ гимова, А. Косенков, Ю. Мирошниченко, В. Солодов, А. Плитченко, В. Шапошников, Е. Коронатова, В. Михановскин, где изда­ ется журнал «Сибирские огни», ежегодно знакомящий читателей с двумя-тремя пье­ сами драматургов-сибиряков. Расточитель­ ство! В сибирских театрах должны системати­ чески идти пьесы драматургов-сибиряков. Не пора ли подумать о создании экспери­ ментальной сцены, об использовании малых сцен как площадки для дебютов? * Лоллий Александрович Баландин родился в 1921 году в Новосибирске. Окончил аспирантуру ГИТИСа. Кандидат искусствоведения. Автор книг: «Четыре портрета», «На сцене и за кулисами», «С чего театр начинается», «Б театр влюбленный». Член Союза писателей СССР. Живет о Новосибирске.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2