Сибирские огни, 1988, № 4
их у в а ж а л и , хотя и подтрунивали за их особый говор, завидный аппетит (быва ло, вдобавок к армейскому довольствию они- варили огромный котелок картошки и преспокойно уминали его). Держались «де ды» кучно и вели бесконечные беседы между собой. Однажды я прислушался и был поражен мудрой философской нето- ропкости этих разговоров. О событиях на фронте они судили с полным пониманием обстановки, оценивали события в м е ж д у н а р о д н о м масштабе. Вот тебе и «де ды»! И вот сегодня молодой драматург пытается меня уверить, что из моих доб рых однополчан в наши дни образовались лукавые и трусливые деды Василии, един ственной заботой которых сегодня остает ся стремление сохранить «пензию» и неза конно захваченные лишних две сотки ого рода!? Невозможно поверить! И, как мне стало известно, в новой редакции вся линия стариков пересмотрена, автор исключил мо тив их изобличения. Рассматривая жизнь «сквозь магический кристалл» искусства, драматург, конечно, вправе использовать в числе прочих и при ем п р е у в е л и ч е н и я . В пьесе «По со седству мы живем» этот прием применен широко и служит средством разрешения конфликтной ситуации. Вступают в конф ликт два соседа — Федор, его обвиняют в воровстве комбикормов, и Матвей, его на зывают браконьером, незаконно обиваю щим шишки в заповедных кедрачах. При ревновав к жене, Матвей, во-первых, пы тается поджечь дом соседа, во-вторых, при стрелить из дробовика (неважно, что ру жье испорчено, нацеливается-то Матвей всерьез) и, в-третьих, грозит зарубить то пором. О том, что угрозы эти р е а л ь н ы , можно судить по реакции окружающих. Вот так в этих глухих таежных деревиях решаются соседские споры? Что это? Черты самобытности нашего сибирского края? Сделаем некоторые выводы из наших раз мышлений о судьбах драматургии Сибири. Молодая сибирская драматургия пост- вампиловского периода — реально сущест вующий факт, который, если не сегодня, то завтра придется учитывать театрам не толь ко Сибири. «Прорыв» на столичную сцену Романа Солнцева, Михаила Ворфоломеева, инсценировок Валентина Распутина, Викто ра Астафьева — всего лишь н а ч а л о воз никшего процесса обогащения театра со временной драматургией огромного пер спективного региона. От опытов политической и социологиче ской драмы до бытовой комедии и траги фарса — такова жанровая палитра совре менной драматургии. От пьес, базирую щихся на строго документальной основе, до пьес притчевого характера —- таково тематическое многообразие драматургии сибиряков. В своем большинстве драматурги Си бири следуют поэтике Чехова, «не выводя ни одного злодея, «и одного ангела... ни кого не обвиняя, никого не оправдывая», предоставляют, подобно вампплооским пье сам, право на суд самим зрителям. Сосредоточить свое вни.мание на том, что считаешь главным — на хорошем или пло хом. Раскрыть это главное, не боясь обви нений в «очернительстве», в «сгущении красок», через жизненно достоверное быто вое описание и при этом в е р и т ь , ч т о т в о я п ь е с а с п о с о б с т в у е т и з м е н е н и ю к л у ч ш е м у — в этом вампи- ловский завет драматургам. И этим пу тем идет сегодня молодая сибирская дра матургия. Драмы, комедии, трагикомедии, траги фарсы, «сцены из жизни» — все, что создано и создается в Сибири, пред ставляет собойзначительную идейно художественную ценность, которая по сей день не стала нашим общим до стоянием. Театры в своем большин стве местных драматургов «.не видят», предпочитают добиваться права первой постановки у прославленных «звезд». Си бирские клады открывают москвичи и ле нинградцы. Странно, не правда ли? Вот и сезон 1986/87 гг. «Красный факел» строит на п е р е х в а ч е н н о й новой пьесе Алексан дра Гельмана, на и н с ц е н и р о в к е по вести Сергея Залыгина «На Иртыше». Со временной сибирской пьесе места не на шлось. И это в городе, где живут 3. Ибра гимова, А. Косенков, Ю. Мирошниченко, В. Солодов, А. Плитченко, В. Шапошников, Е. Коронатова, В. Михановскин, где изда ется журнал «Сибирские огни», ежегодно знакомящий читателей с двумя-тремя пье сами драматургов-сибиряков. Расточитель ство! В сибирских театрах должны системати чески идти пьесы драматургов-сибиряков. Не пора ли подумать о создании экспери ментальной сцены, об использовании малых сцен как площадки для дебютов? * Лоллий Александрович Баландин родился в 1921 году в Новосибирске. Окончил аспирантуру ГИТИСа. Кандидат искусствоведения. Автор книг: «Четыре портрета», «На сцене и за кулисами», «С чего театр начинается», «Б театр влюбленный». Член Союза писателей СССР. Живет о Новосибирске.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2