Сибирские огни, 1988, № 4
Но вспомним, что перед нами всего лишь первый опыт драматурга. Что уже «Пещер ной бабкой», другими своими произведени ями он доказал свое право на с ц е н и ч е с к о е б у д у щ е е . К той же плеяде молодых драматургов, сплотившихся вокруг л а б о р а т о р и и , относится и Владимир Солодов. От трагико медии на морально-этическую тему («Ведь ма») до опыта создания политической дра мы («Евросима»)— таков круг интересов начинающего драматурга. Наибольший интерес представляет траги комедия «Ведьма». Автор предпринял весь ма любопытную попытку воскрешения ста ринного и, казалось бы, давно сданного в архив драматургического жанра м о р а л и - т е. Как и в давние времена, персонажи «Ведьмы» олицетворяют собой различные добродетели и пороки, вступившие между собой в борьбу за душу человека. В. Соло дов не останавливается даж е перед заимст вованием у театра XV—XVI веков нагляд ных деталей, по которым зритель безоши бочно угадывает аллегорический смысл образов. И если в древности Себялюбие носило перед собой зеркало, то центральный герой трагикомедии преуспевающий по службе, благополучный Петр помещен авто ром в квартиру, где великое множество зер кал. С этими же зеркалами в финале пьесы и расправляется прозревающий герой. Из числа других зримых деталей можно отме тить страсть к стихам и манеру ходить на цыпочках у бывшей жены Петра, что симво лизирует душевную деликатность и возвы шенность чувств. Бывший друг Петра Саша, не достигший успеха на жизненной лест нице, аллегорически наделен малым ве сом («Живого весу — сорок пять килограм мов!»). Казалось бы, рационально созданные пер сонажи (представим только себе Петра, не прерывно любующегося собой перед зерка лами, Марию, идущую на цыпочках с томиком стихов в руке, Сашу, имеющего малый вес физически и малый вес в общест ве) должны вступить между собой в конф ликт не по внутреннему психологическому убеждению, а по велению идеи вечной борь бы до'бра и зла, духа и тела. Предвижу, что читатель уже готовится к скучнейшим дис куссиям персонажей пьесы, к и з о б р а ж е н и ю страстей в виде словесного выражения м н е н и я о с т р а с т я х и т. п. Спен 1 у успокоить — использование аллегорических приемов, некоторой д и д а к т и ч н о с т и как дань жанру моралите, на этом заканчи вается. Перед нами разворачивается, пускай странная, взрывоопасная, внутренне проти воречивая картина, но это жизнь вполне к о н к р е т н ы х наших с о в р е м е н н и к о в . Трагикомедия В. Солодова, как бы вобрав в себя некоторые родовые черты мо ралите, опирается в дальнейшем на дости жения драматургии н о в о й в о л н ы . Все герои — вполне узнаваемые наши современники, массой черт и черточек они роднятся с нами и нашими знакомыми. Се бялюбец Петр оказывается омещанившимся кандидатом наук, Саша — скромным счето водом, влюбленным в Марию. А Мария, эта роковая ведьма-гадалка, на поверку — ду шевнобольная, попавшая в дальнейшем в психолечебницу. Сестра Лизы, носящая библейское имя Юдифь, оказывается обык новенным врачом-психиатром. Для чего же потребовалось Солодову воскрешать древний и забытый уже жанр? Ответ может быть один — автор использо вал несомненное достижение моралите утверждение принципа типизации, который, хотя и носил абстрактный характер, но д а вал в то же время возможность концентри рованно передавать человеческие страсти. Следуя формальным достижениям жанра, автор добивался также к о м п о з и ц и о н н о й ц е л о с т н о с т и пьесы. Вот те каче ства, которые определили многие достоинст ва «Ведьмы». Возьмем хотя бы интригу пьесы. Она вы строена умело на основе продуманной л о г и к и п о с т у п к о в . Герой комедии, просыпаясь поутру «здоровым и самоуве ренным, какими, наверное, были древнерус ские витязи», уже через короткое время уверует, что он обречен, что жить ему оста лось несколько часов. Завершая земные счеты, герой приводит в порядок дела, торо пится закончить статью, собирает друзей на прощальный ужин, пишет трогательное сти хотворение своей бывшей жене, отдает по следние распоряжения. Так, следуя зако нам жанра моралите, автор выстраивает классическую интригу: Человек, к которому пришла Смерть, ищет поддержки у Д руж бы, Родства и Богатства. Затем он обраща ется к своим Добрым делам, и здесь... Здесь наступает кульминация — добрых дел у Петра, оказавшегося во власти Себялю бия, нет. Более того — страшный удар по стигает нашего героя — он узнает, что стал причиной самоубийства Марин, единствен ного человека, которого он в. жизни любил. Смирясь под властью обрушившегося, Петр покорно ждет возмездия — смерти к исходу суток. Но смерти нет, все оборачивается фарсом, и в бессильной ярости бьет прокля тые зеркала Петр — в них отражается его никчемная самодовольная жизнь, где сам он постоянно находится под властью чужих решений: «Мне кажется, что кто-то пораз мыслил за меня, за меня принял какое-то ужасное, нелепое решение!» — заключает он. Ну а мораль? Она звучит в словах одного из друзей Петра: «Стоит только закрыть глаза на тех, кто стоит за дверью, и рай те бе обеспечен». Так недвусмысленно, открыто-назидатель но утверждает автор крах эгоистической ме щанской морали. За каждым персонажем «трагикомедии» скрыта аллегория, скрыт свой нравоучительный смысл. Иногда этот потаенный смысл лежит, что называется, на поверхности, а иногда упрятан поглубже, и доискаться до него бывает нелегко. Например, Клавдия с ее моралью — «муж всегда должен быть в надежных руках же ны» — легко ассоциируется с понятием Б а нальность. А вот Лиза, некрасивая, язви тельная сожительница Петра, вдруг расцве тает и становится красавицей. Некрасива она в конце эксперимента п.о воспитанию «благополучного» мужа. Ядовито попрека ет Петра за его безобразный храп по ночам. Обиженно демонстрирует те синяки от ост рых локотков, которыми жена пыталась унять храп мужа. Сцена нарочито подается в сниженных, гротесковых тонах. Но вот перед Лизой забрезжила новая цель — по явился новый объект для новых «опытов». И зазвучал воркующий, зазывный голос к р а с а в и ц ы Лизы: «Митя! У тебя такие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2