Сибирские огни, 1988, № 4
лом, «Люди бога забыли, ровно окаменели все»,— это народное изречение материали зуется в онах Бабки. Ей чудится окаменев шая фигура Надьки по прозвищу Дурка, «игла укола .ломается и гнется от мрамо ра, но сердце все еще бьется». Появляется Николай-Чудотворец в облике монтера Федора. Он прозванивает статую индика тором, подключает провода, но никакая современная техника не может оживить ка менное изваяние. Так происходит во сне. А наяву Бабка, на то она и получила прозвище «пещер ной», забыв все ссоры и распри, приходит на помощь соседям; еле передвигаясь, она, как может, отслуживает молебен, встает на пути, прямо перед колесом грузовика, ко торый собирется отогнать в гараж Шофер, так и не дождавшись выноса тела. Автор рисует картины кощунства, до ко торого способны дойти люди, забыв элемен тарные человеческие законы взаимопомощи. Дирекция, местный комитет, весь коллек тив школы, явившийся на юбилей своего коллеги, все эти образованные люди, под слушав под окном пен.ие старух по покой нику, г р о м к о х о х о ч у т : «Прямо ка кие-то пещерные старухи!— слышатся воз гласы.— А вы знаете, это даже интересно. Вы только послушайте! СлО'ва, мелодия...» Шофер, томясь ожиданием выноса тела, затаскивает осиротевшую Надьку-Дурку в кабину с недвусмысленными намерениями. Сосед дед Аитипка, строящий из себя г^роя войны, затевает драку с Бабкой из-за оборванной ветки сирени. В разгар всеО'бщей сумятицы раздается самодельная молитва Бабки, которая от имени усопшего возглашает: Ох вы, братья мои, сестры. Мы по духу все друзья. Приходите, братцы-сестры, Приходите до меня. Лежит тело без дыханья И не может говорить. Приходите, братцы-сестры. Мое тело хоронить. В итоге Бабка все же побеждает, покой ник похоронен, а возвратившиеся с похо рон односельчане, составляют протокол, где отмечают заслуги каждого в проведе нии важного мероприятия. Завершается комедия идиллической сце- ной. Бабка вновь в.идит сон. «В центре сцены мы видим огромную кровать, на ко торой лежат все участники нашей истории. Они, как в детстве, шалят, тузят друг друга подушками». Бабка всех успокаивает и по ет им умиротво.ряющу'Ю колы.бельную пе сенку. Все мы, люди равных возрастов и поко лений, различных склонностей и интересов, сотканы из достоинств и н.едо.статко.в. У каждого из нас свои дела и заботы, свои большие и маленькие беды и ого^рчения. Но будем же в главном человеколюбивы и взаимно уступчивы. Без этого нет Чело вечности. Так или примерно так мыслит ав тор и подводит «ас к этой мысли без лож ной назидательности, з а с т а в л я е т нас самим сделать вывод из с и с т е м ы д е й - с т в о в а н и й . В комедии есть интересные, неоднознач ные и самобытные характеры. Прежде все го это Бабка, соединившая в себе черты со временности со стародавним прошлым, Ос тро-комедийными красками очерчен дед Антипка, регулярно слушающий радиопос- становки с тем, чтобы пересказывать раз ные героические истории, выдавая их за собственные ратные подвиги. Незамутнен ной чистотой и простодушием веет от об раза Нади-Дурки, по-своему обаятелен циник Шофер. Словом, в комедии есть ч т о играть. Есть характеры и есть конфликт. Впрочем, по части конфликта можно сде лать замечание, касающееся вкуса. Коме дий, строящихся вокруг смерти героя, в русской драматургии немало. Но всякий раз речь идет о м н и м о й с м е р т и («Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина, «Утиная охота» Вампилова). Но только в известной французской кинокомедии раз веселые сюжеты выстраивались вокруг на стоящего т р у п а . Я все ж е стороиник русской традиции. В центре другой, более ранней комедия Ю. Мирошниченко «Зверь-Машка» («Федя и Машка»), написанной в 1980 году, образ охотни 1 ка-«теорети 1 ка», этакого Тартарена из небольшого сибирского шахтерского посел ка. Человек этот, по авторскому определе нию, «спокойный, мечтательный, очень доб рый, желающий всем помочь и поэтому не всегда соотносящий свои намерения со своими возможностями». Фигура Феди — со бирательная, в какой-то мере типическая для нашего времени. Он много лежит на ди ване, мечтает, строит планы и вдруг его озаряет: кролики выгоднее, чем свиньи. Тот час решение готово, и Федя ждет от пары купленных кроликов бурного приплода. Единственное, чего не учел новоявленный кроликовод, что он приобрел двух... крольчих. Не задумываясь, Федя готов по мочь соседу, купить у него ненужный ни кому мотороллер. Нахваставшись о своих охотничьих успехах, Федя соглашается на отстрел соседской свиньи Машки. Снаря дившись в охотничьи доспехи, он отправля ется на первую в жизни охоту. До сих пор действие комедии развивалось легко, стремительно, в соответствии с прав дой жизни. Но начиная с момента «охоты» на Машку начинаются авторские потуги на драматургию абсурда, спор с теорией «нас тоящего гротеска» Станиславского. Чем дальше я читаю комедию, тем громче звучит во мне читательско-зрительское «не верю!» Не верю, что в поселке, где все всех знают досконально, соседи могли поручить отстрел Машки горе-охотнику, стрелявшему дичь только в мечтах. Не верю, что для то го, чтобы создать условия для меткого вы стрела, хозяину потребовалось закрыть Фе дю наедине с озверелым животным, да еще снаружи закрепить запор шкворнем. Невоз можно поверить и в то, что люди, собрав шиеся свежевать тушу, в нетерпеливом и тревожном ожидании исхода поединка мо гут «травить анекдоты» в течение (согласно сценической условности) примерно часа. Не верю я и всей последующей водевильной суете, когда от Феди находят всего лишь обрывок брюк (стянуть штаны с героя — это всегда смешно!), когда начинается де тективная история с расследованием «гибе ли» охотника и пр. Теряя читательско-зрительскую веру, ко медия утрачивает прекрасную т р а г и к о м и ч е с к у ю идею — ч е л о в е к а з а б ы л и !
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2