Сибирские огни, 1988, № 4
оказываются ва распутье, стоят перед не обходимостью избрать один из двух, со вершенно противоположных друг другу путей для выхода из борьбы с самим со бою. Причем решение в выборе пути зави сит от героя драмы, а не от события. Все это прекра.сно и характеризует дра- .матурга как мастера, владеющего техноло гией своего дела. Но посмотрим, какой це ной достигнуто формальное совершенство. Начальник строительного управления, бросив все дела, накануне решающего со вещания в Москве приезжает на изыска тельский участок по бездо-рожью. Зачем? Чтобы убедиться на месте в своей право те, что строить опорный пункт следует именно здесь? Все это он мог бы выяснить иным путем. На поверку ока-зывается, что Зарубин приехал с букетом цветов к своей любовнице, чтобы выпросить у нее проще ния. Все остальное — повод, который вся чески скрывается от подчиненных. Наталья Степановна Южакова, инженер- технолог, желая «спасти» любимого челове ка от совершаемой, как ей кажется, ошиб ки, отправляется в командировку. Зачем? Чтобы обосновать бесперспективность изы скательского участка, на который делает ставку Зарубин. Как ей не приходит в го лову, что он.а, никакой не специалист в области проектно-изыскательских работ, не имеющая ни опыта, ни соответствующих знаний, совершенно некомпетентна решать сложные вопросы строительства, требую щего миллионных вложений! Вывод напра шивается такой — либо Наталья Степанов на человек недалекий, либо любовь затми ла ее рассудок. Но ни тот, ни другой слу чай никакого отношения к центральному конфликту о долге и выборе правильного пути не имеет. Получается явная натяжка, которую не спасает возвращение героини под финал на участок, чтобы помочь «об считать профиля», «учесть сезовные колеба ния». Еще более противоречив и непоследова телен Павел Голованов, начальник изы скательского участка. Предложив когда-то проект «террасного ввинчивания», в даль нейшем Голованов этот проект привязал к местности, провел гидрологические на блюдения, один закончил съемку, собрал полную камералку образцов. И вот после всей этой р.аботы, когда мечта уже близка к осуществлению, он готов все отдать за любовь женщины, пытается в порыве отча яния сжечь все материалы. Как видим, взамен производственной кол лизии, заявленной автором, перед нами за вязался роковой круг любовных страстей. История усугубляется еще более, когда по воле автора в «заезжей» появляется быв ший муж Наташи, готовый отдать жизнь за нее. Новую остроту приобретает любов ный конфликт после того, как становится известной клевета на Наташу, когда в ход идут анонимные звонки к жене Зарубина и прочая старая, как мир, канитель подозре н ий ,' ревности, оговоров. Спрашивается, куда же зашла в итоге драма Косенкова? Что осталось в ней от «социологинеокой» пьесы с центральным конфликтом долга и выбора пути в реше нии главного события — честного и смело го определения своей позиции в деле го сударственной важности? Мещанской ме лодрамой повеяло от интересно задуман ной пьесы. Так бывает всегда, если драм а тург отходит от правды жизни и начинает искусственно нагнетать события в угоду формальной за.даче. Остается только пора доваться тому, что драма «Тепло для пут ника» не характерна для драматургическо го лица А. Косенкова. А в том, что лицо это уже существует, что пьесы нашего зем ляка з а и н т е р е с о в а л и театральную общественность, сомнений быть не может. Будем надеяться на счастливую сцениче скую судьбу произведений драматурга-си- биряка, заявившего о себе как о самобыт ном художнике. Сегодня уже можно сказать о н а ч а в ш е м с я сценическом пути «Степанова моста» — он идет в Челябинско.м област ном театре драмы и в театре города Стер- ли'тамака. «Тепло для путника» поставлено в Новгороде, комедия «Обсуждению под лежит» поставлена в Малом театре. А будучи поставленной в Омском академиче ском театре драмы (декабрь 1985 г.), пьеса вошла в предсъездовскую афишу театра, и поднимаемые в ней проблемы прозвучали остро и соьвре.меняо. Начало есть! Недавно состоялась премьера на сцене Челябинского театра драмы пьесы новоси бирца Юрия Мирошниченко «Зверь-Машка». Имя драматурга до этого было известно в театральных кругах благодаря деятельно сти Омской экспериментальной лаборато рии драматургов и режиссеров Сибири, Урала и Дальнего Востока. Пьеса «Пещер ная бабка» рекомендована Минигтерством культуры РСФСР к распространению. Стилистически и тематически пьесы Ю. Мирошниченко примыкают в той дра матургии, которая в последние годы дала такие яркие образцы, как «Печка на колесе» Н. Семеновой и «Любовь, и голуби» В. Гур- кива. Эти пьесы не назовешь «производст венными», хотя в них присутствуют герои во всей ко.икретности их производственной деятельности, хотя и решаются в той или иной степени в этих пьесах вО'Просы соци ального переустройства. Не отнесешь этого рода драматургию и к «комедии нравов», хотя нравственные вопросы находятся в центре внимания. Попытку определить своеобразие жанра «Печки на колесе» сде лал театр им. Моссовета, назвав свой спек такль к о м е д и я - л у б о к . Но вряд ли этот термит можно назвать удачным. Да, перед нами к о м е д и я н р а в о в , но человек в этой комедии рассматривается с позиций его с о ц и а л ь н о й а к т и в н о с т и , в его соотнесении с о б щ е с т в о м , к о л л е к т и в о м , м е р о й у ч а с т и я в п р о и з в о д и т е л ь н о м т р у д е . Две из известных мне комедий Ю. Ми рошниченко находятся в русле этих исканий. Его «пещерная'» Бабка, узнав о внезапной кончине соседа Ковяка, человека «заковы ристого», себе на уме, в первый момент реагирует к а к в с е : «Туда ему и дорога». Отмахиваются от ч у ж о г о , горя и все окружающие. Для них с в о и мелкие забо ты дороже, чем ч у ж а я б е д а . Один не мо'жет помочь семье покойного из-за того, что ждет опороса свиньи, дру гие — из-за того, что намечено юбилейное торжество, третий отказывается по, причи не срочной прополки картошки. Получается так, что некому даже вынести гроб с те
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2