Сибирские огни, 1988, № 4

язни к утверждённому на бюро обкома новому директору совхоза Силкову, всеми правдами и неправдами добиваются его от­ ставки. Дело в том, что кандидата в руко­ водители люди совхоза здесь хорошо знали по прошлой работе и возражали обосно­ ванно против него, как человека малокО'М- петентного в вопросах сельскохозяйствен­ ного производства, глубоко равнодушного к людям и к земле. «Снятие Силкова» с должности происходит дерзко, на грани уголО'В 1 НО наказуемого действия, примерно в том же ключе, что и в комедии В. Чер­ ных «Превышение власти». Впрочем, фа­ бульное сходство еше ни о чем не говорит. Перед нами вполне самостоятельный худо­ жественный анализ жизни, комедия с яр­ кими правдивыми характерами, раскрыты­ ми порей в гротесковом ключе. Наибольшего успеха достиг драматург в обрисовке чиновника, законченного бюро­ крата Силкова. Это очень «удобный» че­ ловек. Он всегда сделает то, что угодно начальству, и если области нужно досроч­ но рапортовать о завершении уборки хле­ бов, О'Н не задумывается отдать распоряже­ ние запахать сотни гектаров пшеницы, что­ бы скрыть следы негодных методов работы. Силков обрисован, на первый взгляд, весьма привлекательно — не пьет, не ку­ рит, хорошо тренирО'вам, «бегаю по утрам, гантелями занимаюсь, в бассейн хожу. А ты как думал? На руководяшей работе на­ до иметь железное здоровье». Говорит он веши правильные, требует подтянуть дис­ циплину, чувство ответственности за по­ рученный участок работы. В сложной ситу­ ации, под огнем критики он не теряется, сохраняет присутствие духа даже под ду­ лом направлениого на него ружья. Враг он тем бО'лее опасный, что закамуфлирован под «правильного челоьвека». Такой, не за­ думываясь, будет «неукоснительно» требо­ вать с подчиненных у с к о р е н и я и п е ­ р е с т р о й к и , нимало не беспокоясь, что под новаторскими лозунгами он по.н«мает нечто совсем противоположное их содер­ жанию, подменяя формально-бюрократиче­ ским отношением к делу живое творчество. Образ Силкова отнюдь не шаржирован, подан без «плюсиков», но он страш.ен в своей неприкрашенной реальности. Неожиданно и с.мело, в комедийном клю­ че завязан сюжетно-конфликтный узел. «Правильным», ура.вновешенным, физиче­ ски здоровым силковым и им подобным противостоят истые правдолюбцы. Среди них бывший директор совхоза Егунов, ко­ торый ждет серьезной операции, парторг Труш, подставивший под снотворный укол взамен Егунова собственную ягодицу, ме­ ханизатор Колюня, способный подвыпить с горя, узнав о переизбрании Рейгана на второй срок. Все эти герои комедии, пока­ занные через призму юмора, каждый в отдельности, могут быть больными, слабы­ ми. бессильными перед демагогией силко­ вых. Но в том-то и состоит хитрость сюже­ та, что в итоге для человека становится неоспоримым вывод — люди, слабый каж ­ дый в одиночку, объединившись вокруг право-го дела, сильны и необоримы. В комедии «Обсуждению подлежит» на­ метилась одна опасная тенденция в твор­ честве Косенкова — «проколы» по части вкуса. Драматург, как бы проверяя буду- шего своего зрителя на целомудрие, вводит шутки на грани сомнительной игривости. Так, долго и подробно обсуждается прош­ лое бабы Ани, у которой любовь «наблюда­ лась в чрезмерном, можно считать, для нор­ мального образа жизни количестве»; детей она понарожала много, «а отцами призна­ вать никого не хочет», хотя вся деревня знает, кто из многочисленных председате­ лей колхоза и уполномоченных пользовался благорасположением бабы Ани. Сама она преспокойно размышляет, вспоминая прош­ лое: «Все вы — кто по пьянке, кто для ба­ ловства, кто от других отставать не хотел. Ты, сиротинушка, от одиночества забежал». Ну разве можно так походя, небрежно ос­ корблять достоинство женшины? Не менее «смело» рассказывает драматург и о сце­ нах ревности Любаши к завклубом Свет­ лане. А сцена, где Любаша всенародно сдергивает со Светланы платье, подается автором всего лишь как милая шутка^ не более. Если в данном случае можно го.ворить о мере и грани вкуса в творческой м.анере драматурга, то драма «Тепло для путника» вызывает более серьезные опасения в прин­ ципе подхода к драматургии, ибо. перед на­ ми достаточно четко выраженный пример с « о н с т р у и р о в а н н о . й пьесы. Место действия — «заезж.ая» на берегу таежной реки, время действия — одни сут­ ки, все действие сконцентриро.ваяо вокруг одного события, или «коллизии», где про­ исходит сшибка, столкновение характеров. Таким образом, перед нами классический случаи единства места, времени и действия, как будто бы драматург задался целью сдать практический экзамен по теории дра­ мы. В пьесе присутствуют все атрибуты се­ верной романтики. Просыпаюшаяся по вес­ не таежная река вплетает в свист ветра и гул тайги странные звуки: невнятные голоса, вскрики, чей-то плач, оборвавшуюся песню, детский смех... Абориген орочон Коля Бабушкин привносит в ткань пьесы орнамент народных преданий... КРАЗ ны­ ряет под лед, и его вытаскивают тракто- рскм. Возле Шамаяки-горы скалы «ровно стены с обеих сторон» — проскочат или не проскочат путники эту «трубу»? В такой напряженной «ром.антической» атмосфере разворачивается действие В центре драмы — событие, способное перевернуть судьбы всех героев: можно ли данный изыскательский участок считать перспективным, можно ли, следовательно, разворачивать здесь стройку или нужно свернуть все работы и убираться с «фаль­ шивого» участка. Внешнее действие слу­ жит, как этого и требует теория, постиже­ нию душевного мира человека. В «заезжей» встречаются начальник крупного строи­ тельного управления и его за.меститель, на­ чальник изыскательского участка — люди, связанные давней дружбой и имеющие противоположные точки зрения по проб­ леме. Но производственная коллизия толь­ ко в том случае может стать стержнем драмы, если в действия раскрывается столкновение «между естественным влече­ нием сердца героя и его понятием о дол­ ге» (Белинский). Это тоже из области те­ ории. А. Косенков благополучно проходит и этот «подводный риф». Все герои драмы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2