Сибирские огни, 1988, № 4
общества. Персонаж по фамилии Важное — зазнавшийся партийный руководитель, Голощапов — безыдейный приспосо.бленец и т. д. Еще ближе к «театру социальной маски» подошел М. Шатров в своей «Дик татуре совести», где перед импровизиро ванным «судом» проходят бездумные обыватели, двурушники, прикрывающие пра вильными словами свои подленькие душон ки и поступки, где в п р я м у ю изобличает ся человеконенавистничество, предательст во, властолюбие, своекорыстие, где д е к л а р и р у е т с я свет коммунистической правды, коммунистической совести. Р е жиссерам и актерам стоит немалых усилий не скатиться на уровень агиттеатра первых лет Со'ветской власти, сохранить во всех этих «спО'рах и размышлениях 1986 года» элементы достижений психологического те атра, театра жизненной правды. Оценивая публицистические произведе ния последних лет, невольно сравниваешь их с предшествующей драматургией т. «, «новой волны» (пьесы В. Славкина, А. К а занцева, А. Галина, Л. Петрушевской и др.) и убеждаешься, что при всех недос татках остроты «социального зрения» и «Взрослая дочь молодого человека», и «Восточная трибуна», и «Ретро», и «Старый дом», и «Пять углов», и «Три девушки в голубом» имеют свои неоспоримые досто инства — пьесы эти психологичны, образы предельно индивидуализированы, характеры и ситуации неизменно узнаваемы. Недаром же и А. Арбузов со своими «Жестокими играми», В. Розо.в со своим «Кабанчиком» и «Гнездом глухаря» как бы поспешили за молодыми, находя новые темы и конф ликты в современности. Не сдает своих позиций и т. н. производ ственная пьеса. По-прежнему широко ста вятся «Заседание парткома», «Мы, ниже подписавшиеся...», «Зинуля» А. Гельмана, «Равняется четырем Фракциям» А. Миша рина, «Тринадцатый председатель» А. Аб дуллина, «Проводим эксперимент» В. Чер ных и М. Захарова, «Кафедра» В. Вруб левской, «Мотивы» М. Ворфоломеева и др. Непонятны доводы, на основании которых критик В. Гульченко объявил, что «минув ший сезон стал сезоном прощания с «про изводственной», «социологической драмой»'. Неужели критик всерьез убежден, что конфликт «про.изводствеииой драмы исчер пан», потому что «энтузиа'зм волюитаризма должен уступить место энтузиазму компе тентности»? Обратим внимание на форму- лиро-в-ку — « д о л ж е н уступить». Но ведь еще не уступил? И, как заметил кино драматург О. Руднев, в беседе с ним «один из вельможных чиновников, едва разжимая от злобы губы, прО'Изнес: «Поменьше ра дуйся. Все, кто сегодня наказан или от странен от дел, завтра еще скажут свое сло'во»®. Так что рано еще сдавать в архив «социологическую драму». Она еще очень пригодится в нашей борьбе за перестройку. Однако следует оговорить одно важное обстоятельство: про'изводственный конф ликт, а вместе с ним и производственная ’ Гульченко В. Театральные мечтания, или Как мы пришли к эксперименту. — Советская культу ра, 1986, 21 октября. - Руднев О, Правда наводит мосты. — Совет ская культура, 1986, 28 октября. драма живут лишь в том случае, если конфликт проходит через сердца героев, иными словами, если в расчет принимается т. н. ч е л о в е ч е с к и й ф а к т о р . Сошлюсь на исторический прецедент. Сколько раз приходилось слышать В. Л ав рентьеву, что его сугубо «производственные пьесы» всего лишь однодневки, которые ут ратят всю свою остроту, как только реаль ный жизненный конфликт, положенный в основу драмы, будет та.к или иначе разре шен. Но вот пример, Центральный герой «социологической» пьесы Л а 1 врентьев.а «Где-то совсем рядом» — Анисим Ермола ев, потомственный хлебороб, не по своей воле оторванный от любимого дела: «— Ну выдели мне хоть тыщонку гекта ров и самый плохонький трактор,— обра щается он к директору совхоза.— И я тебе покажу настоящее чудо. Только твердо- натвердо определи не меньше как на де сять лет вперед, сколько я должен давать хлеба... И затверди это на всех инстанциях. А затем пусть мне никто не мешает. Я те бе каждую осень еще вроде подарка сверх того, буду собирать. И мне будет радостно, и государству, конечно. Ну неужели этого нельзя сделать? Ведь земле хозяин нужен, который ее больше всего любит». Когда это было написано? Можно поду мать, это наш сегодняшний день с его под рядными экспериментами на селе описан Лаврентьевым, А ведь у пьесы другая д а та — 1961 год! Но не будем слишком удив ляться прозорливости сибирского драма турга — подобных предвидений у него много. Дело в другом. Производственная тема пронесена драматургом ч е р е з д у- ш у героя, через его понимание жизни — труда на благо народа. Мечта Анисима — «след оставить». И на поле, которое он расп'зхая, где вырастил урожай, где до самой смерти работал, на четырех углах этого поля по желанию погибшего устанав ливаются на столбиках именные металличе ские листы с указанием даты жизни и смер ти хлебопашца. Вот это новое отношение к труду, как к подвигу жизни, и составляет существо раскрытия конфликта «производ ственной пьесы» через «человеческий фак тор». Большинство известных мне современных произведений драматургов-сибиряков с полным осно 1 ванием можно отнести к раз ряду «социологической драмы». Наиболее яркое явление здесь — пьесы Ромаиа Солн цева и Александра Косенкова. Пьесы Солнцева «Поверю и пойду...» (поставлена в Омском академическом теат ре драмы), «Статья» (идет на милой сце не ЦАТСА) посвящены теме демократиза ции жизни страны. Они говорят о воспита нии ответственности каждого за судьбы прогресса, обращены к чувствам граждан ственности и утверждают гражданствен ность как высшее мерило социальной ответ ственности. Совершенно исключительное впечатление оставляет спектакль «Статья» на сцене Центрального академического театра Со ветской Армии. Спекта.кль вслед за пьесой показывает современного чело.в.ека во всей сложности характера и взаимоо'тношений с окружающим. Здесь нет идеального героя .и нет антигероя. Авторы как бы утвержда ют ленинскую мысль о том, что строитель
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2