Сибирские огни, 1988, № 4
дущей тельмановской «Премии» («Заседа ние парткома»): рабочие отказываются от зарплаты, потому что им «стыдно обворо вывать себя, впустую убивать время». Дело в том, что по вине проектировщиков и про раба их заставляют совершать бессмыслен ную работу — выкапывать из траншей тру бы и укладывать их В 1 Новь на несколько метров подальше из-за ошибки проекта В пьесе «Суровые годы» жена главного инженера завода красавица Лариса Тро- пияа, оказавшись на оккупированной тер ритории, входит в контакт с немецкими офицерами с тем, чтобы выведывать у них сведения, необходимые для партизан. Тро- пиной приходится переносить презрение и гнев советских людей, собственного мужа, постоянно рисковать жизнью во имя долга! Пройдет немного лет, и сходная ситуация станет во главу конфликта знаменитой «Ба рабанщицы» А. Салынского. А как далеко в з а в т р а ш н и й д е н ь заглянул драматург, создав свой незамыс ловатый с виду водевиль «Последняя ле генда» («Принцы любви»). Речь в нем шла об эмансипации советской женщины, полу чившей моральное право не только на первые должности в труде, но и на право выбора спутника живяи. Соответственно речь шла и о наметившейся ф е м и н и з а ц и и мужчин, т. е. о процессе, который стал предметом изучения в наши дни. В. Лаврентьев рассматривал вопрос в исто рическом плане, связывая его с последст виями войны, когда волею обстоятельств русская женщина стала главной силой ты ла. Множество пьес, кинофильмов, произ ведения прозы продолжают и сегодня разрабатывать тему, четко обозначеиную у Лаврентьева. Кото из нас, ставших свидетелями тра гедии Чернобыля, не тронут за сердце слова Максима, попавшего под облучение и вынужденного отказаться от любимой («Чти отца своего»): «— Я знал, на что иду. И я богат не тем, что ценят многие в настоящей жизни, а тем, что делаю во имя будущего. Я не боюсь громких слов, потому что в них моя святая вера, я должен был выполнить свой долг, и благодарен жизни за то, что был, есть и буду до по-следнего часа на передо вой, как солдат... Я ничем не лучше тех ребят, что погибли в прошлую войну. Они были солдаты». Герои Лаврентьева, не порывая связи с настоящим, в то же время постоянно в ну ги, в конфликте по отношению ко всему пошлому, мещанскому, отживающему свой век. Перед «высочайшей высотой», перед «глубочайшей глубиной» коммунистических идеалов предстают на суд истории де ла и помыслы героев Лаврентьева. Отсюда вытекает такое неотъемлемое качество его драматургии, как постоянное соотнесение частного, конкретного с большим и вели чественным, масштабность образного строя пьес. Фантазия и реальность, мечта и трез вый расчет теснейшим образом переплете ны в пьесах Лаврентьева, составляют су щественную сторону его творческого на следия. Такой большой исторический экскурс сделан здесь для того, чтобы найти ту точ ку отсчета, ту завоеванную вершину, от которой и следует вести «родословную» современных пьес сибирских др ам а ту р гО 'З . После отъезда В. Лаврентьева в Москву и отхода от активной драматургической деятельности, начиная с середины 60-х го дов, Сибирь лишилась драМ'атургического лидера. Авторские инсценировки рассказа «Алкины песни» и романа «Повитель» А. Иванова, пьеса М. Назаренко «Кто, ес ли не ты?», несколько пьес Замиры Ибра гимовой и Эллы Фо 1 няковой, продолжившие нравственно-психологическую линию сибир ской драматургии, некоторые опыты, пред принятые А. Плитченко, Н. Самохиным, барнаульцами Л . Квином и М. Юдалеви- чем, ряд инсценировок прозаических произ ведений (А. Никулько-ва, Л . Белова, Ф. Григорьяна) не могли в целом изменить драматургическую «каргу» Сибири. Театры Новосибирска, Омска, Томска, Барнаула, Кемерова, Красноярска, Иркутска и других городов Сибири по-прежнему довольство вались по.казом пьес признанных корифеев сцены, хотя заведомо были обречены на положение «второго экрана» и наносили не поправимый ущерб самобытности теат ральных коллективов. Вспыхнула и, к несчастью, так быстро угасла яркая звезда Александра Вампило- ва. Но поворотного момента в деятельно сти театрального искусства сибиряков этот фено'мен не произвел. Причин здесь много. Новосибирцы, например, увидели в своих театрах только пьесы «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске» и одноакт ные сатирические комедии, которые при всей их яркой театральности, остроконф- ликтности, конечно, не могли составить ре пертуарную основу. А принципиально но вую для советской драматургии «Утиную охоту» (1970) не по.ставил ни один театр города, пьеса известна лишь по гастроль ным выступлениям Рижского русского дра матического театра. Таким образом, весь расчет театры Сибири могли строить лишь на драматургии «посгвампиловского пери ода». И вот он наступил. Театроведы склонны считать последнее двадцатилетие периодом застоя театраль ной жизни страны. Это убеждение основы вается на отсутствии спектаклей острой публицистической направленности, таких, как «Серебряная свадьба» А. Мишарина, «Диктатура совести» М. Шатрова, «Статья» Р. Солнцева, «Говори!» по В. Овеч кину,— спектаклей, всколыхнувших теат ральную общественность в последние годы. Да, несомненно, политическа.я нацелен ность этих произведений, их публицистич ность вызвали живой интерес зрителей, заставили вспомнить спектакли-диспуты, спектакли — общественные суды, способ ствовали пробуждению г л а с н о с т и при обсуждении острых проблем современно сти. Все это неоспоримые достоинства те атральной жизни наших дней. Но вряд ли кто станет отрицать, что большинство сов ременных пьес не стали значительным х у д о ж е с т в е н н ы м событием театра, что взамен и н д и в и д у а л ь н о й разра ботке х а р а к т е р а - о б р а з а появи лись некие персонажи—носители какой-либо черты, представляющей социальный срез общества. Так, в «Серебряной свадьбе» главный герой носит .фамилию Выборнов и символизирует демократическую сущность
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2