Сибирские огни, 1988, № 4
л. БАЛАНДИН СОВРЕМЕННАЯ СИБИРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ Т радиции и новаторство... Насколько сегодня драмаггурги Сибири шагают в ногу со временем, насколько в их творчестве находят отражение обшие тен денции развития советской драматургии? И — насколько их творчество самобытно, какими чертами оно сушественно выделя ется на обшем фоне? Эти вопросы встают перед исследовате лем, когда он пытается осмыслить сегод няшний день советского театрального ис кусства. Театры Сибири не жалуют творения сво их земляков. Этот прискорбный факт уже неоднократно был засвидетельствован в критических выступлениях последних лет'. Правда, некоторый сдвиг недавно наме тился, но причину взаимной холодности все же следует искать в чем-то более су- шественном, чем личные пристрастия, чем пресловутое изречение «несть пророка в своем отечестве». Но в чем? Почему Александра Вампилова прежде узнала Москва, а уж потом сцены земля ков? Почему «Любовь и голуби» В. Гурки- на сначала вышли на сцене «Сов'ременни- ка» и после — на сцене омского театра, где автор уже много лет до этого работал в качестве актера? Почему Нина Садур, со вершенно безвестный драматург Новоси бирска, вдруг оказалась интересной мос ковским театрам? А Александр Косенков, чьи пьесы сегодня широко известны в Москве и ряде других театров страны,— почему к нему совершенно холодны драма тические театры Сибири, хотя уже много лет имя заведуюшего отделом «Новоси- бирсктелефильма» режиссера Косенкова постоянно фигурирует в титрах лучших работ новосибирцев, в солидных публика циях? Но, обратившись к фактам истории, бу дем справедливы — бывали случаи естест венного хода событггя, когда на всесоюзную орбиту выходили драматурги Сибири, хо рошо и плодотворно проработавшие с теат рами земляков. Обшеприэнанный успех ’ См. Шапошников В. Бедные родственники, — Современная драматургия, 1985, № 2; Журавле ва т. Долгий путь к зрителю. — Вечерний Ново- сийирск, 1986. 9 апреля. пьес «Иван Буданцев», «Чти отца своего», «Человек и глобус» был подготовлен мно голетним творческим содружеством Викто ра Лаврентьева с «Красным факелом». «Солдатская вдова» Николая Анкилова стала общесоюзным достоянием после три умфального спектакля омичей. Михаил Ворфоломеев, прежде чем стать москов ским драматургом, имел определенный опыт совместной работы с Алтайским го сударственным театром драмы, а спектакль по его пьесе «Лето красное» нес все ос новные черты будущего, признанного дра матического автора со своеобразной ха рактеристикой «сибирский Пиросмани те атра». Так что исключений, как мы видим, достаточно, чтобы исследователь поломал голову — а где же закономерность? Ответ нужно искать в главном, сущност ном, составляющем ооно.ву требований к драматургии. А эти требования всегда бы ли и есть жестки, категоричны — показы вать жизнь п р а в д и в о , отображать р е а л ь н о с у щ е с т в у ю щ и е жизнен ные конфликты, над разрешением которых с е г о д н я бьется общество. Театру и пуб лике театра интереснно, важио ув'Идеть в в ы с о к о х у д о ж е с т в е н н о й ф о р м е свои сегодняшние беды, боли и радо.сти, дышать единым горем и единым счастьем, Ибо Театр — это та кафедра, трибуна, с которой люди привыкли слышать д о б р о . Мелкое, побочное, наносное, несущест венное в жизни никогда не способно быть интересным и на сцене. Вот с этих позиций и следует рассматривать состояние драма тургии. Как хорошо понимал это новосибирец Виктор Лаврентьев! В своих известных и малоизвестных пьесах он раскрыл такие ко.нфликты современности, дал такие со циально заостренные характеры, типы, что на долгие годы вперед, вплоть до наших дней, предопределил характер драматурги ческих поисков последующих по.колений писателей. Подобно тому как Василия Ж у ковского в свое время называли «корми лицей русской поэзии», Виктора Лаврентье ва с полным правом можно назвать кор мильцем советской драмаггургии. В самом деле. В пьесе «Чти отца своего» намечен конфликт, ставший прообразом бу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2