Сибирские огни, 1988, № 4
позднее в «Автобиографии»,— сделались частью моей жизни и, кажется, нет уголка, где не пришлось бы их делать». Туда же были эвакуированы видные академики, и Мариэтта Сергеевна, помня о роли науки, написала литературные портреты В. Л. Комарова и А. А. Байкова. Третьим предполагался портрет старейшего из академиков В. А. Обручева, у которого она бы вала в Москве. На Урале семидесятивосьмилетний академик, неутомимый труженик, «как только поднялся в отведенный ему номер гостиницы», В'озобновил работу. С ним была верная подруга — «старая чернильница темно-кирпичного цвета», сопровождав шая ученого во всех поездках на протяжении полувека. При виде этой чернильницы Мариэтта Сергеевна не могла не умилиться,— у нее почти такая же спутница, ни разу не проливавшая чернил. И в их характерах обнаружились одинако.вые черты. Ученый казался ей таким же, как она сама, неутомимым и жадным «пожирателем пространства», любителем пу тешествий, для геолога, правда, совершенно необходимых. И где он только не побывал за свою долгую жизнь. Деятельность свою начал на строительстве Закаспийского стального пути, в течение трех лет прошел и обследовал не только трассу дороги, а всю Туркмению вдоль и поперек. А вот она. Мариэтта Шагинян, еше не успела побывать в тех краях и не видела строительства ни одной железной дороги. Пробел в ее жизни, который следует восполнить при первой возможности. Она любит горы. Много ходила по Кавказу, знает Швейцарские и Саксонские Альпы, теперь вот познакомилась с Уралом, а дальше к востоку для нее — белое пятно. Ко нечно, она много читала о Сибири, но ведь этого недостаточно. И мало взгляда из окна вагона. Д аж е мало путешествия верхом на лошади. Д ля подлинного знакомства с тем или иным уголком земли надобно ходить пешком, как прошла она в молодости по стране Гете. А ведь от Урала до Сибири — «рукой подать». Нельзя не воспользо ваться этим. Ее собеседник не однажды прошел из конца в конец всю эту громадную Сибирь. И через Алтай пролегли его экспедиционные маршруты. Какой же он. Горный Алтай? Походит ли на Альпы? И Мариэтта Сергеевна стала расспрашивать академика о путях-дорогах туда и об особенностях края. И меня с нею подружил Алтай. Громыхало огневое лето 1943 года. Наша Сибирская магистраль была перенапря жена сверх предела. Бесчисленные эшелоны с солдатами, платформы с танками, пуш ками и самолетами мчались на запад со скоростью экспрессов по так называемой «зеленой линии». Навстречу им спешил вагонный порожняк, пошепанный пулями и ос колками снарядов. Санитарные поезда спешили доставить раненых в госпитали, раз местившиеся в школах. А пассажирские то и дело отстаивались на разъездах. Вагоны были переполнены. Счастливчиками были те, кто мог взобраться на боковую полку под самый потолок. Люди ехали, стоя на тормозных плошадках, даж е в наружных дверях тамбуров. Но разве что-нибудь могло удержать Шагинян от очередной поезд ки? Она спешила в неведомый для нее край, как всегда, за новостями в жизни, труде и экономике. Кто и как там работает на оборону? Кто трудится со взглядом в бу дущее? Мы встретились в Ойрот-Туре, как в ту пору называли столицу нынешней Горно- Алтайской автономной области. В первые же часы в гостинице, двухэтажном деревян ном доме, я познакомил Мариэтту Сергеевну с профессором Потаповым, известным этнографом, до крайности исхудавшим в блокадном Ленинграде. Сибиряк по рожде нию, Леонид Павлович с юных лет отдавал все свои силы изучению этого горного края. За обстоятельные очерки по истории алтайцев он уже тогда был удостоен Го сударственной премии СССР. Профессор издавна считал неправомерным наименование края Ойротией и принялся убеждать гостью: — Вы посмотрите, по всей области нет ни одного ойрота. — Трудно поверить,— насторожилась Мариэтта Сергеевна, готовая к спору.— Откуда же название? — Из древней легенды о втором пришествии своеобразного мессии. И вот он, якобы, явился. И легенда-то не здешняя, поскольку по всей области... — Вы считаете, что нет ойротов? — Утверждаю, что на Алтае нет. Они по ту сторону границы. Спросите любого коренного жителя, кто он такой. Ответит: алтай-кижи, то есть алтайский человек, попросту алтаец. Живут здесь и другие тюркские племена: телеуты, теленгиты, куман- динцы, тубалары. А ойротов... — По-вашему получается, что правительство ошиблось?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2