Сибирские огни, 1988, № 4

позднее в «Автобиографии»,— сделались частью моей жизни и, кажется, нет уголка, где не пришлось бы их делать». Туда же были эвакуированы видные академики, и Мариэтта Сергеевна, помня о роли науки, написала литературные портреты В. Л. Комарова и А. А. Байкова. Третьим предполагался портрет старейшего из академиков В. А. Обручева, у которого она бы­ вала в Москве. На Урале семидесятивосьмилетний академик, неутомимый труженик, «как только поднялся в отведенный ему номер гостиницы», В'озобновил работу. С ним была верная подруга — «старая чернильница темно-кирпичного цвета», сопровождав­ шая ученого во всех поездках на протяжении полувека. При виде этой чернильницы Мариэтта Сергеевна не могла не умилиться,— у нее почти такая же спутница, ни разу не проливавшая чернил. И в их характерах обнаружились одинако.вые черты. Ученый казался ей таким же, как она сама, неутомимым и жадным «пожирателем пространства», любителем пу­ тешествий, для геолога, правда, совершенно необходимых. И где он только не побывал за свою долгую жизнь. Деятельность свою начал на строительстве Закаспийского стального пути, в течение трех лет прошел и обследовал не только трассу дороги, а всю Туркмению вдоль и поперек. А вот она. Мариэтта Шагинян, еше не успела побывать в тех краях и не видела строительства ни одной железной дороги. Пробел в ее жизни, который следует восполнить при первой возможности. Она любит горы. Много ходила по Кавказу, знает Швейцарские и Саксонские Альпы, теперь вот познакомилась с Уралом, а дальше к востоку для нее — белое пятно. Ко­ нечно, она много читала о Сибири, но ведь этого недостаточно. И мало взгляда из окна вагона. Д аж е мало путешествия верхом на лошади. Д ля подлинного знакомства с тем или иным уголком земли надобно ходить пешком, как прошла она в молодости по стране Гете. А ведь от Урала до Сибири — «рукой подать». Нельзя не воспользо­ ваться этим. Ее собеседник не однажды прошел из конца в конец всю эту громадную Сибирь. И через Алтай пролегли его экспедиционные маршруты. Какой же он. Горный Алтай? Походит ли на Альпы? И Мариэтта Сергеевна стала расспрашивать академика о путях-дорогах туда и об особенностях края. И меня с нею подружил Алтай. Громыхало огневое лето 1943 года. Наша Сибирская магистраль была перенапря­ жена сверх предела. Бесчисленные эшелоны с солдатами, платформы с танками, пуш­ ками и самолетами мчались на запад со скоростью экспрессов по так называемой «зеленой линии». Навстречу им спешил вагонный порожняк, пошепанный пулями и ос­ колками снарядов. Санитарные поезда спешили доставить раненых в госпитали, раз­ местившиеся в школах. А пассажирские то и дело отстаивались на разъездах. Вагоны были переполнены. Счастливчиками были те, кто мог взобраться на боковую полку под самый потолок. Люди ехали, стоя на тормозных плошадках, даж е в наружных дверях тамбуров. Но разве что-нибудь могло удержать Шагинян от очередной поезд­ ки? Она спешила в неведомый для нее край, как всегда, за новостями в жизни, труде и экономике. Кто и как там работает на оборону? Кто трудится со взглядом в бу­ дущее? Мы встретились в Ойрот-Туре, как в ту пору называли столицу нынешней Горно- Алтайской автономной области. В первые же часы в гостинице, двухэтажном деревян­ ном доме, я познакомил Мариэтту Сергеевну с профессором Потаповым, известным этнографом, до крайности исхудавшим в блокадном Ленинграде. Сибиряк по рожде­ нию, Леонид Павлович с юных лет отдавал все свои силы изучению этого горного края. За обстоятельные очерки по истории алтайцев он уже тогда был удостоен Го­ сударственной премии СССР. Профессор издавна считал неправомерным наименование края Ойротией и принялся убеждать гостью: — Вы посмотрите, по всей области нет ни одного ойрота. — Трудно поверить,— насторожилась Мариэтта Сергеевна, готовая к спору.— Откуда же название? — Из древней легенды о втором пришествии своеобразного мессии. И вот он, якобы, явился. И легенда-то не здешняя, поскольку по всей области... — Вы считаете, что нет ойротов? — Утверждаю, что на Алтае нет. Они по ту сторону границы. Спросите любого коренного жителя, кто он такой. Ответит: алтай-кижи, то есть алтайский человек, попросту алтаец. Живут здесь и другие тюркские племена: телеуты, теленгиты, куман- динцы, тубалары. А ойротов... — По-вашему получается, что правительство ошиблось?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2