Сибирские огни, 1988, № 4

низация нуждается в срочном омоложении, в приливе свежих талантливых сил. По­ требность в них велика. Так, в Москве 1 художник-монументалист приходится на 30 тысяч жителей. По этим меркам в Ново­ сибирске их должно быть не менее 50. По самым скромным подсчетам, в город надо пригласить не менее 20 художников-мону- менталистов. Нужны художники и других специализаций. Что значит «пригласить»? Это значит на­ до дать художнику, как минимум, жилье, индивидуальную творческую мастерскую, обеспечить сносные производственные ус­ ловия. А как обстоит со всем этим дело в Новосибирске? Предо мной документ — «Предложения Новосибирского отделения СХ РСФСР по реализации постановления ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышению его роли в коммунистическом воспитании трудяшихся». Так вот, из него следует, что Новосибирский горисполком еше в 1980 го­ ду принимал решение в период с 1981 по 1985 год выделить отделению 25 индивиду­ альных творческих мастерских и 20 квар­ тир. Было выделено 5 мастерских и ни од­ ной квартиры. В городе нет ни одной скульптурной мастерской, соответствующей профессиональным требованиям. 15 членов СХ СССР не имеют мастерских (среди них члены союза с 1954, 1956, 1958 года!), а члены молодежного объединения за редким исклкэчением вообще не обеспечены поме­ щениями для творческой работы и, в лучшем случае, ютятся в подвалах и других совер­ шенно неприспособленных для творчества «закутках». В 1986 году по распределению к нам при­ ехали девять выпускников художественных вузов. Как город их встретил? Нет ни мас­ терских, ни жилья... Недавно вышло по­ становление ЦК КПСС и Совета Минист­ ров СССР по архитектуре. В нем предус­ матривается создать на базе архитектурно­ го факультета Новосибирского инженерно­ строительного института им. В. В. Куйбы­ шева архитектурного института. Причем в порядке эксперимента намечается органи­ зовать в Новосибирске архитектурный науч­ но-исследовательский, проектный и учебный центр. Кроме того, в соответствии с этим постановлением здесь же предполагается открыть филиал создаваемого в Москве Всесоюзного НИИ теории архитектуры и градостроительства. Все это, безусловно, бу­ дет способствовать решению неотложных архитектурно-градостроительных проблем. Если город внимательно отнесется к насущ­ ным нуждам своих будущих преобразова­ телей: зодчих, дизайнеров, художников... Городу нужен крупный художественно- производственный комбинат типа «Росмону- ментискусство», так как комбинат худфонда «физически» не справляется с нагрузкой. В нем самом уже сейчас необходимы мас­ терские эстампа, цехи для перевода скульп­ туры в любой материал, любой формы и размера, модельный цех дизайнеров, усло­ вия для многообразной работы керамистов, багетный цех, участок шелкотрафаретной печати для изготовления плакатов в особо малых сериях и многое другое. В решении сессии горсовета «О меропри­ ятиях по подготовке к 100-летию основания города Новосибирска» есть прекрасный пункт: «При подготовке к юбилею города на­ править весь комплекс идейно-воспитатель­ ной работы на пропаганду революционных, боевых и трудовых традиций новосибирцев, развитие патриотических чувств, глубокого уважения к родному городу и желания при­ нять личное участие в превращении его в город образцового содержания и высокой культуры». Надо, чтобы он должным обра­ зом подкреплялся делом, а не был только декларацией. И все-таки стержневыми вопросами даль­ нейшего гармоничного развития города являются архитектурно-градостроительные. На них сходятся и переплетаются все дру­ гие. Подобное понимание роли архитектуры находит признание у многих местных совет­ ских и партийных руководителей. Так, на сессии горсовета по подготовке к 100-летию Новосибирска первый секретарь Новосибир­ ского обкома партии А. П. Филатов гово­ рил, что надо активнее привлекать архи­ текторов к работе, по наведению порядка в городе, считаться с их компетентным мне­ нием, поддерживать их, популяризировать проектные замыслы и разработки, широко обсуждать архитектурно-градостроитель­ ные проекты во избежание ошибок. В создании экологической архитектуры, таким образом, на первый план выходит ар­ хитектор, в силу своей человековедческой профессии должный быть экологом. Но для конечного торжества дела нужно, чтобы экологическое сознание, экологический кри­ терий стали основополагающими в любой деятельности. И это не столько и не только общеобразовательная, но главным образом — нравственная проблема. Она остра не в одном Новосибирске, а во всей Сибири, стране. * Владимир Матвеевич Пивкин родился в 1935 году в городе Мариинске Кемеровской области. Окончил архитектурный факультет Новосибирского ин^цсенерно-строительного института имени В. В. Куйбышева. Сейчас рабо­ тает старшим научным сотрудником Новосибирского НИИ гигиены. Автор многих статей и 15 книг по архитектуре и искусству. Член бюро прези­ диума и секретарь правления Союза архитекторов РСФСР. Живет в Новосибирске.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2