Сибирские огни, 1988, № 4

сти. Но в городе есть пример архитектур, но-художественного сотрудничества, давше­ го прекрасные плоды: я имею в виду жилой район «Снегири». Оригинальный по архи­ тектурно-структурной организации и худо­ жественному решению, он являет собой об­ разец синтеза архитектуры и монументаль­ но-декоративного искусства (архитекторы — Г. А. Тюленин, В. Н. Бурцев, В. Б. Сер­ гиевский, художники — А. И. Голубев, В. М. Шкаруба, Н. С. Иваненко и другие)! Здесь впервые в Новосибирске (и это прин­ ципиально важно) еще на стадии проекти­ рования обгединились архитекторы и ху­ дожники-монументалисты, что позволило создать интересный градостроительный ан­ самбль высокого эстетического уровня. «Снегири», Краснообск, Академгородок — единичные примеры, которые, может быть, и свидетельствуют о потенциальных воз­ можностях наших архитекторов и художни­ ков, но не определяют художественного об­ лика Новосибирска. Городу нужна четкая стратегия и тактика в архитектурно-худо- жественнных и монументально-декоратив­ ных делах, нужен план сродни историческо­ му ленинскому плану монументальной про­ паганды. Помнится, лет десять назад при горис­ полкоме, при ГлавАПУ, была создана спе­ циальная комиссия из представителей «культурных» профессий, создавшая план архитектурно-художественного оформле­ ния города, в основу которого был положен принцип: каждому конкретному району — конкретное образное решение. Но план сна­ чала застрял где-то в начальственных ка­ бинетах, а затем вообще канул в Лету. Конечно, прежде чем украшать город, обогащать его искусством, необходимо, что­ бы его архитектурно-градостроительная ос­ нова была достойной этого. Что толку от монументального панно на облупленном фа­ саде, малых архитектурных форм, монумен­ тов и других художественных элементов эстетизации среды, если поребрики разби­ ты, асфальт в заплатах да еще всюду грязь, мусор! Город ветшает и стареет, несмотря на ис­ торическую молодость. Городская реклама, вывески, указатели и прочий визуально-ин­ формационный дизайн,— если в существу­ ющем виде В'Се это можно назвать дизай­ ном,— морально устарели, ни о каком сти­ левом единстве не может быть и речи. Создается впечатление, что ответствен­ ные лица больше заняты текущими (и впрямь текущими) проблемами, которых у города тьма тьмущая. Транспорт, тепло­ снабжение, водопровод и прочие элементы инженерной инфраструктуры таят в себе «сюрпризы», держат руководителей в пос­ тоянном стрессовом состоянии. До искусст­ ва ли тут! Дай бог, залатать прорехи, без чего городу просто не жить в наших дос­ таточно суровых условиях! И все же. Незадолго до упомянутого по­ становления ЦК КПСС и Совета Минист­ ров СССР в Новосибирске была упраздне­ на должность главного художника го­ рода, которую занимал заслуженный де­ ятель искусств, лауреат премии Ленинско­ го комсомола А. С. Чернобровцев, энергич­ ный, максималистски целеустремленный че­ ловек, много сделавший и могущий сделать еще больше для города С И как реакцию жизни на это следует рассматривать, с одной стороны, китчевую самодельщину в виде че­ канки, псевдовитражей, настенной живопи­ си, распространившихся по городу, с дру­ гой — полупрофессиональные и профессио­ нальные объединения типа «Группы визу­ альных коммуникаций» в составе архитекто­ ров, дизайнеров, плакатников, которые, з а ­ метьте, ищут пристанища не в творческо.м союзе, не в Художественном фонде, а в «Фонде молодежной инициативы». Видимо, есть основания обвинять наших художников-монументалистов, скульпторов, дизайнеров, плакатистов, что они мало дают городу, мало влияют на формирование его художественной образности, но, как гово­ рится, «язык не поворачивается». Для того, чтобы требовать, надо создать элементар­ ные условия. Для того, чтобы что-то делать, нужна прежде всего материально-техниче­ ская база, соответствующие кадры — твор­ ческие и исполнительские, отработанная сис­ тема организации этого процесса. Пока же все держится исключительно на энтузиазме авторов, на их «пробивных» способностях. Более пяти лет мучаются со свОей ги­ гантской мозаикой на тему «История раз­ вития медицины» для главного корпуса института клинической и экспериментальной медицины СО АМН СССР художник В. Г. Кирьянов и его коллеги, так как нет подхо­ дящего помещения, материалов. Допустим, трудности Кирьянова мало кого волнуют потому, что его мозаика предназначена на объект сугубо академический, к тому же расположенный в отдаленном районе горо­ да. В монументально-декоративных работах для метро, казалось бы, заинтересованы все, но... Если флорентийская мозаика для станции метро «Площадь Ленина», выполненная под руководством заслуженного художника РСФСР А. Н, Кузнецова в Москве, в об- щем-то безупречна, то замысел новоси­ бирца А. С. Чернобровцева — воплотить в металле символы революционной атрибути­ ки на станции «Октябрьская» оказался подпорчен исполнителем — кемеровским комбинатом «Росмонументискусство». Не может реализовать свой проект и художник Н. А. Толпекина на станции «Студенче­ ская». А сколько трудностей пришлось пре­ одолеть заслуженному художнику РСФСР В. П. Соколу при изготовлении витражей на станции «Речной вокзал»! И все, в ос­ новном, из-за отсутствия материально-тех­ нической базы. Словом, то, что новосибир­ ские художники мало дают городу, не вина их, а скорее беда. Кадры... Наша гордость и боль. Но сна­ чала статистика. В Новосибирской т г а н и - зации Союза художников РСФСР из 74 чле­ нов СХ СССР 24 пенсионера, 12 — старше 55 и 46 — старше 50 лет. Высшее худо­ жественное образование имеют 35 человек, среднее художественное — 18, а без специ­ ального образования — 21. Не лучше пока­ затели и у художников-монументалистов. Их всего десять-пятнадцать, но активно действующих — только пять-шесть, причем трое, самые «молодые», в возрасте от 54 до 56 лет, а остальные — от 60 до 70! Орга- ■ Только полтора года спустя главным художни­ ком города был назначен известный дизайнер С. Е. Булатов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2