Сибирские огни, 1988, № 4
сти. Но в городе есть пример архитектур, но-художественного сотрудничества, давше го прекрасные плоды: я имею в виду жилой район «Снегири». Оригинальный по архи тектурно-структурной организации и худо жественному решению, он являет собой об разец синтеза архитектуры и монументаль но-декоративного искусства (архитекторы — Г. А. Тюленин, В. Н. Бурцев, В. Б. Сер гиевский, художники — А. И. Голубев, В. М. Шкаруба, Н. С. Иваненко и другие)! Здесь впервые в Новосибирске (и это прин ципиально важно) еще на стадии проекти рования обгединились архитекторы и ху дожники-монументалисты, что позволило создать интересный градостроительный ан самбль высокого эстетического уровня. «Снегири», Краснообск, Академгородок — единичные примеры, которые, может быть, и свидетельствуют о потенциальных воз можностях наших архитекторов и художни ков, но не определяют художественного об лика Новосибирска. Городу нужна четкая стратегия и тактика в архитектурно-худо- жественнных и монументально-декоратив ных делах, нужен план сродни историческо му ленинскому плану монументальной про паганды. Помнится, лет десять назад при горис полкоме, при ГлавАПУ, была создана спе циальная комиссия из представителей «культурных» профессий, создавшая план архитектурно-художественного оформле ния города, в основу которого был положен принцип: каждому конкретному району — конкретное образное решение. Но план сна чала застрял где-то в начальственных ка бинетах, а затем вообще канул в Лету. Конечно, прежде чем украшать город, обогащать его искусством, необходимо, что бы его архитектурно-градостроительная ос нова была достойной этого. Что толку от монументального панно на облупленном фа саде, малых архитектурных форм, монумен тов и других художественных элементов эстетизации среды, если поребрики разби ты, асфальт в заплатах да еще всюду грязь, мусор! Город ветшает и стареет, несмотря на ис торическую молодость. Городская реклама, вывески, указатели и прочий визуально-ин формационный дизайн,— если в существу ющем виде В'Се это можно назвать дизай ном,— морально устарели, ни о каком сти левом единстве не может быть и речи. Создается впечатление, что ответствен ные лица больше заняты текущими (и впрямь текущими) проблемами, которых у города тьма тьмущая. Транспорт, тепло снабжение, водопровод и прочие элементы инженерной инфраструктуры таят в себе «сюрпризы», держат руководителей в пос тоянном стрессовом состоянии. До искусст ва ли тут! Дай бог, залатать прорехи, без чего городу просто не жить в наших дос таточно суровых условиях! И все же. Незадолго до упомянутого по становления ЦК КПСС и Совета Минист ров СССР в Новосибирске была упраздне на должность главного художника го рода, которую занимал заслуженный де ятель искусств, лауреат премии Ленинско го комсомола А. С. Чернобровцев, энергич ный, максималистски целеустремленный че ловек, много сделавший и могущий сделать еще больше для города С И как реакцию жизни на это следует рассматривать, с одной стороны, китчевую самодельщину в виде че канки, псевдовитражей, настенной живопи си, распространившихся по городу, с дру гой — полупрофессиональные и профессио нальные объединения типа «Группы визу альных коммуникаций» в составе архитекто ров, дизайнеров, плакатников, которые, з а метьте, ищут пристанища не в творческо.м союзе, не в Художественном фонде, а в «Фонде молодежной инициативы». Видимо, есть основания обвинять наших художников-монументалистов, скульпторов, дизайнеров, плакатистов, что они мало дают городу, мало влияют на формирование его художественной образности, но, как гово рится, «язык не поворачивается». Для того, чтобы требовать, надо создать элементар ные условия. Для того, чтобы что-то делать, нужна прежде всего материально-техниче ская база, соответствующие кадры — твор ческие и исполнительские, отработанная сис тема организации этого процесса. Пока же все держится исключительно на энтузиазме авторов, на их «пробивных» способностях. Более пяти лет мучаются со свОей ги гантской мозаикой на тему «История раз вития медицины» для главного корпуса института клинической и экспериментальной медицины СО АМН СССР художник В. Г. Кирьянов и его коллеги, так как нет подхо дящего помещения, материалов. Допустим, трудности Кирьянова мало кого волнуют потому, что его мозаика предназначена на объект сугубо академический, к тому же расположенный в отдаленном районе горо да. В монументально-декоративных работах для метро, казалось бы, заинтересованы все, но... Если флорентийская мозаика для станции метро «Площадь Ленина», выполненная под руководством заслуженного художника РСФСР А. Н, Кузнецова в Москве, в об- щем-то безупречна, то замысел новоси бирца А. С. Чернобровцева — воплотить в металле символы революционной атрибути ки на станции «Октябрьская» оказался подпорчен исполнителем — кемеровским комбинатом «Росмонументискусство». Не может реализовать свой проект и художник Н. А. Толпекина на станции «Студенче ская». А сколько трудностей пришлось пре одолеть заслуженному художнику РСФСР В. П. Соколу при изготовлении витражей на станции «Речной вокзал»! И все, в ос новном, из-за отсутствия материально-тех нической базы. Словом, то, что новосибир ские художники мало дают городу, не вина их, а скорее беда. Кадры... Наша гордость и боль. Но сна чала статистика. В Новосибирской т г а н и - зации Союза художников РСФСР из 74 чле нов СХ СССР 24 пенсионера, 12 — старше 55 и 46 — старше 50 лет. Высшее худо жественное образование имеют 35 человек, среднее художественное — 18, а без специ ального образования — 21. Не лучше пока затели и у художников-монументалистов. Их всего десять-пятнадцать, но активно действующих — только пять-шесть, причем трое, самые «молодые», в возрасте от 54 до 56 лет, а остальные — от 60 до 70! Орга- ■ Только полтора года спустя главным художни ком города был назначен известный дизайнер С. Е. Булатов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2