Сибирские огни, 1988, № 4
риально. И этот поистине захватнически- геноцидный процесс, словно стихия, кажет ся неотвратимым. В этом бульдозерно-раз рушительном грохоте, в рапортах о сдан ных квадратных метрах тонут всхлипывания и ро-бкие голоса в защиту исторического архитектурно-художественного наследия. Верша это, мы забываем о том, что чело век живет не в мире абстракций, а в мире воспоминаний, и память составляет его ду ховно-нравственную основу. «Узнавание» мест, форм, ансамблей, связанных с прош лым (и не только личным, но историче ским),— непременное условие психической адаптации человека, его нравственного вос питания, совершенствования. Поэтому со хранение и восстановление истинной значи мости историко-культурной среды, ее от дельных объектов имеют не просто «разно образящее» архитектуру значение. Лишь за последние пять-десять лет го род утратил огромное число памятников ис тории и культуры: сегодня трудно найти не то что Целый «средовой» квартал, но и участок улицы, на основе которого можно было бы создать заповедный уголок старо го Новониколаевска. И все это во многом предопределено порочным постулатом, гос подствовавшим в Новосибирске в недавнем прошлом: город молодой, в нем нет и не может быть памятников старины. Как и по всей стране, свежие ветры пе ремен во многом изменили общественную атмосферу Новосибирска, но маховик инер ционности, похоже, все же крутится в ра нее заданном направлении. Общественное осознание ценности прошлого для настоя щего и будущего еще не наступило. В Новосибирске исторический культурный слой может быть и тонок, но значителен. Его рациональное использование таит в се бе большие идеологические, архитектурно градостроительные и другие потенциальные возможности. Памятники старины, как правильно считают зодчие,— это не только сувениры в городе, не только предмет обзо ра в выходной день, а материальный фонд, способный сэкономить многие государствен ные средства в строительстве. Но простой реставрации объекта недостаточно; нужно, чтобы объект жил, надо наполнить, допол нить его содержание новыми, но сообразны ми функциями, дать ему настоящего хозя ина. Не зря же умные люди говорят, что дом без хозяина — это будущая руина. Уже сколько раз вставал вопрос о сносе еще одного памятника истории и культуры, не шедевра, но характерного для средовой архитектуры, к тому же имеющего богатую историю. Это — аптека на углу Красного проспекта и улицы Чаплыгина. Сохранение этого здания, наполнение его функций но вым содержанием необходимы хотя бы по тому, что еще до революции около него, как вспоминают старожилы, бойкий мальчишка- разносчик продавал газету «Правда» ле гально и нелегально. В 50-летний юбилей газеты на этом месте, на углу, был постав лен своеобразный монумент — киоск «Со юзпечати», с которого, к сожалению, че рез два-три года сняли плакаты, напоми навшие о его памятном предназначении Вот прошел уже и 75-летний юбилей «Правды». Какой бы пропагандистско-воспи- тательный эффект можно было получить от разумного о.бхо.ждения с этим двухэтаж ным кирпичным домом: разместить, к при меру, музей «Правды», читальный и лекци онный залы, организовать продажу книг, журналов, газет, плакатов издательства «Правда», политические выставки и многое другое. А рядом поставить скульптуру того самого мальчишки как символ революцион ной молодости города, его жителей. Это было бы тем более уместно, что через наш город когда-то проследовал в свою Шушен скую ссылку Владимир Ильич Ленин, и па мять об этом пока бесприютна. Особо следует сказать о начаВ'Шейся ре конструкции нашей архитектурно-художест венной жемчужины — Новосибирского го сударственного академического театра опе ры и балета. Очень тревожно на душе от того, как мы ее начали. Как всегда, на вол не актуальности всплыло случайное, лиш нее, обнаружились просчеты, некомпетент ные и непрофессиональные мнения, а глав ное — необоснованные предложения и ре комендации. «Большой театр Сибири» — явление уни кальное. Его проектирование и строительст во, вся его история — социально-культур ный феномен, до конца по-настоящему не изученный, не осмысленный. В нем реализо вались не только научно-технический про гресс своего времени, но и созидательный дух советской эпохи, всепобеждающие си лы освобожденного Октябрем сознания и труда. Он стал воплощением, символом тор жества и непобедимости нового человека, новой коммунистической идеологии. Уникальное явление, понятно, требует к себе и подобающего подхода. И в этом от ношении социальный опыт прошлого, дела и люди, его творившие, заслуживают при стального внимания. Но далеко не все про шлое стало для нас поучительным. Мы уже «вошли» с реконструкцией в здание, не имея законченных научно-методических концеп ций и проекта, не имея достаточно подго товленных кадров проектировщиков, строи телей. Не готовы к этому и заказчики. Строители пришли в здание со своим традиционным набором — кувалдой и буль дозером. Неразбериха царит даж е в прин ципах реконструкции (капитальный ремонт, реконструкция, реставрация?), не говоря уже о конкретных проектных решениях. Не вооруженным глазом просматривается инертность, организационная беспомощность людей, представляющих социальный заказ. И почти полное отсутствие гласности, а это, как известно, предпосылка, залог безответ ственности и бесконтрольности. Спасти прошлое, включить его в живую ткань современности — наша важная зад а ча. Сохранение масштаба времени вернет новосибирцам бесценное его достояние — ощущение живой сопричастности истории и понимание собственного места в ее разви тии. «Без этого,— пишет А. Э. Гутнов,— нельзя избавиться от унизительного про винциализма и приобщиться к подлинной культуре своего народа». Наконец, важнейшим принципом эколо гической архитектуры является возрожде ние, привнесение природы в архитектуру. Со временная архитектура в ее массовом про явлении, так сказать «вторая природа», по хоронила под собой первую — настоящую. Но человек — часть природы, генетически «запрограммирован» в этом отношении, и он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2