Сибирские огни, 1988, № 4
я архитектор, и мне, понятно, резон гово рить в первую очередь о своих профессио нальных хлопотах и заботах. Главный смысл архитектурного понимания проблемы состоит в идее гуманизации города как в аспекте его органического соответствия по требностям человека, так и в аспекте его органической включенности в природное окружение. Концепция экологической архитектуры в силу своей «всепроникающей» сущности могла бы быть исходной, объединяющей для всех, кто причастен к формированию облика Новосибирска, к совершенствованию его социально-экономической, инженерно, технической и транспортно-коммуникацион ной инфраструктур. Поэтому значение эко логического критерия выходит за рамки отдельных профессий; он приобретает боль шой социально-общественный, философский, мировоззренческий смысл. Предваряя дальнейший разговор, сразу от ветим на вопрос: является ли Новосибирск экологическим городом, городом для чело века по большому счету? Наверное, являет ся, если еще живут в нем люди, растут де ревья, водятся птицы, кошки, собаки и про чие звери, в реках попадается рыба... Р а зумеется, установить степень соответствия его организации экологическим принципам затруднительно, но как специалист утвер ждаю, что предпосылки стать поистине экологическим городом — городом для че ловека — Новосибирск несомненно имеет. И новое экологическое сознание, ответст венность за экологические последствия при нимаемых решений должны стать органи ческой частью, в первую очередь, творчест ва зодчих, так как именно архитектору при надлежит роль координатора, организатора городских пространств, обладающих всеми качествами здоровой, функционально со вершенной, художественно осмысленной среды. Резко континентальный климат — холод ная зима и жаркое лето — требует ветро- и снегозащиты городской среды в холодный период года и ограничения перегрева — в теплый. Теоретически эта проблема разра ботана достаточно полно, но результаты исследований внедряются пока выборочно, хотя очевидно, что без этого трудно прово дить в жизнь энергосберегающую и эконо мически целесообразную политику, опреде лять рациональные типы застройки, приемы озеленения и благоустройства, повышать комфорт проживания, улучшать санитарно- гигиенические качества массовой жилой за стройки. Загрязнение среды во многих районах го- ро.да превышает допустимые пределы; в воз душный бассейн Новосибирска поступают твердые и газообразные аэрозоли, сильней шие загрязнители атмосферы — промыш ленные предприятия и более 80 тысяч авто мобилей. Причем если в других городах процентное соотношение загрязняемого ав тотранспортом воздуха не превышает 30 процентов, то в Новосибирске оно более 50. Кроме того, 20 процентов жилого фонда го рода подвержено влиянию вредных про мышленных выбросов, а в расчетные, то есть в требуемые, санитарно-защитные зоны попадает всего 7 процентов домов. Причины подобного состояния атмосфе ры разные, но большинство относится к компетенции архитектора-градостроителя. Это отсутствие четкого функционального зонирования городской территории, требу емых санитарно-защитных зон (с озелене- нием не менее 40 процентов территории и без жилого фонда), рассредоточенное по всему городу размещение предприятии, их зон и комплексов, как правило, без учета ветрового режима и бризовой циркуляции воздуха, несовершенство транспортной и инженерной инфраструктур, низкий уровень благоустройства и озеленения. Водно-санитарная ситуация в Новосибир ске тоже крайне неблагоприятна: в Обь и ее притоки в пределах города через 418 труб льются неочищенные и необезвреженные хо зяйственные и бытовые стоки. Малые реки, превратившись в коллекторы сточных вод, давно утратили свой естественный гидроло гический режим. Д аж е расположенный вы ше города участок Оби загрязнен сверх нормы. Кроме того, около 80 процентов городской территории подтоплено или будет подтопле но грунтовыми водами. Наблюдается овра- гообразование, водная эрозия почв, забола чиваемость. Защитные же мероприятия, рекультивация территорий, практически не проводятся. Огромные городские пространста подвер жены шумовому «загрязнению». Только в зонах воздействия городского и толмачев ского аэропортов находится 1086 га терри тории, где проживает несколько сотен тысяч человек. Из-за нерегулярной санитарной очистки загрязняются промышленными и бытовыми отходами многие участки город ской территории, при строительстве нару шается почвенный слой. Именно от архитектора в данной ситуа ции зависит разработка необходимых про ектов, проведение в жизнь градостроитель но-мелиоративных, архитектурно-строитель ных, инженерно-технических и других меро приятий, направленных на охрану и мелио рацию окружающей среды. Более успешно экологический принцип, как исходный в формировании нового об разно-пластического языка архитектуры, на ходит себе дорогу в градостроительстве. Ростки экологической архитектуры уже можно наблюдать сегодня. Действительно, ветро-снего-защитный прием застройки в виде колец, о.граничиваюших жилое прост ранство, в Краснообске во многом предо пределил архитектурно-художественную об разность и выразительность всего комплекса научного городка СО ВАСХНИЛ под Но восибирском. «Шумозащитный» дом на пло щади Карла Маркса, благодаря своей «эко логической» функции, привлекателен внеш ним своеобразием. А разве Академгородок СО АН СССР, будучи «городом в лесу», не обязан своей оригинальностью принципу экологической защиты?! Поэтому сегодня чрезвычайно важным является правильное и последовательное формирование экологической инфраструкту ры города. Актуальность этой про.блемы в Новосибирске трудно преувеличить: за ко роткий исторический срок город на Оби освоил, точнее, захватил непомерно боль шие территории, создав сложности с транс портным, инженерно-техническим и прочим обслуживанием. Современный градострои тельный этап, как правильно отмечает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2