Сибирские огни, 1988, № 4
де я не чувствую так силшо и остро соб ственного единения с Сибирью, как в мно голиком и многонациональном Васюганье. Это —- мой край. Я люблю его и, кажется, начинаю понимать. К нему нельзя подходить с общеприня тыми шаблонами и стандартами: он не ук ладывается в их прокрустово ложе. К нему нужен особый, индивидуальный и творче ский подход. И тогда он одарит людей сво ими несметными богатствами. Не волшеб ными, а рукотворными. Я верю, что скоро, очень скоро он разор вет мертвящие путы бюрократического кол довства, сбросит цепи бесчисленных запре тов и указаний управленческих надстроек, которым нет числа, и под руководством Здравого Смысла обретет предписанные самой Природой стать и могущество. Нет, не о нефтеразработках веду я речь. Это само собой разумеется. И даж е не о беспредельных торфяниках, способных д а р плодородие истощенной почве. В ближай шие годы будут механизированы все про цессы льнопроизводства, и лен, став доход ной культурой, захватит до трети пахотных земель. Агрономы ликвидируют острый де фицит белковых кормов для животноводст ва без капитальных вложений, за счет под сева к силосным культурам урожайных сортов бобовых — люпина, гороха, чечеви цы и др.— обеспечат кормовую базу для интенсивного развития животноводства. Мобильные драги и насосные станции из бесчисленных озер и болот станут добывать сапропель на корм скоту (особенно свинь ям) и на удобрения полей. Сотни хозрас четных звеньев-артелей будут собирать дань рыбой и птицей с озер, пушниной, ^ло сятиной и кедровыми орехами с тайги, клюквой, морошкой, черникой с болот. Машины повезут к станциям железной дороги не бедные сборы худосочной пше ницы, чтобы обменять на комбикорма, а высококачественные сыры, масло, сгущенное молоко, ветчину, колбасы и рыбу из коп тильных цехов, льноволокно и льняное масло, ягоды, орехи. В цехах, производя щих эту продукцию, незаменимы женские руки, их аккуратность, ответственность, р а чительность. Исчезнет дефицит невест. Пус тят в родную землю глубокие корни тысячи новых семей. Возродятся из пепла О трад ное, Чернопятовка и сотни других деревень. Экономическое возрождение разбудит ду ховные запросы и потребности. Заповедные острова народной культуры станут мощны ми массивами. Традиционная^народная куль тура станет культурой детей и внуков... Скептик скажет: «Оторванное от жизни прожектерство наивного литератора!» Нет и нет! Это выстраданная программа воз рождения и обновления Васюганья. И ро дилась она не на голом месте. В ней скон центрирован О.ЛЫТ коренного и русского на селения края, умевшего жить — до нашего грубого вмешательства — в гармонии с природой и получать от нее при меньших затратах значительно больше, чем получаем мы. При анализе обстоятельств и возмож ностей не лишним оказался и личный опыт автора, работавшего многие годы директо ром МТС и председателем крупного колхо за. Тогда я научился слушать и понимать людей труда. Больше того, их взгляд на жизнь стал и моим взглядом, их суждения о делах и людях стали моими суждениями. Иногда они бывают не совсем корректны ми, излишне категоричными, даж е резки ми. Понимая это, я не хочу отказываться от них: они дороги мне тем, что выражают сразу и чувства, и мысли. Тот, кто ведет Васюганье по ложному, неперспективному пути развития, какие бы посты ни занимал и какими бы революци онными фразами ни прикрывался,— враг перестройки! Тот, кто сыплет отравленный горох на миллионы гектаров, уничтожая живность, поджигает торфяники, валит р а ди плана лесозаготовок кедрач-кормилец,— преступник! Будь он лесоруб или министр! Демократия отринет их, как вредную на кипь в котле перестройки. * Михаил Никифорович Мельников родился в 1921 году в поселке Михайловском Чулымского района Новосибирской области. Профессор кафедры русской литературы Новосибирского государственного педин ститута. Автор книг и публицистических статей по проблемам русской и сибирской фольклористики, музыкального и нравственного воспитания. Живет в Новосибирске.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2