Сибирские огни, 1988, № 4
подтверждено документами - от гепоя зойны со шведами в 1240 году Гаврилы Алексичш сподвижника легендарного Алек сандра Невского. Почему же мы лишаем права на законную гордость наших детей и внуков? Не обкрадываем ли мы тем самым их духовную^суть? Конечно. И тем наносим непоправимый вред делу патриотического нравственного воспитания детей и молоде жи. Кто ничего не имеет, тому не жалко все потерять! Это народная мудрость. Старики еше помнят рямы, где располага лись партизанские базы, гривы и повороты рек, около которых проходили сражения партизан с колчаковцами. Но я не видел ни одного обелиска, памятной доски, указа теля, напоминающих о героических и тра гических событиях. Молчат рямы, дороги, околицы деревень с могилами героев. Тут не грех вспомнить опыт наших идео логических оппонентов. Если бы те, чьи имена и могилы мы так легко забываем, совершили свои подвиги и приняли муче ническую смерть не ради светлого будуще го, а «во славу господню», их бы причисли ли к лику святых, о них распевали бы ду ховные стихи, рассказывали легенды, на писали жития, внесли в поминальные кни ги и вспоминали в молитвах. Беспамятство — социальная болезнь, чреватая далеко идущими последствиями. Из сферы социальной она быстро пере кидывается в сферу семейных, нравственных отношений между людьми. Беседую с деся тиклассниками, девятиклассниками Кыштов- ки (март 1987). Редко кто может назвать по именам и отчествам своих бабушек и дедушек, рассказать о их жизни. Если и пытаются что-то сказать, получается не сколько общих, почти официальных фраз. Некоторые вообще обескуражены «никчем ным» вопросом. Беседую с их бабушками и дедушками. Поражают недюжинностью интеллекта, си лой и глубиной чувств. Пережили и испы тали за свою жизнь столько, что впору о каждом писать книгу. Жизнеописание мно гих не вместить в один увесистый том. Получившие солидное образование и да же высоко поднявшиеся по служебной лестнице, их дети часто — при ближайшем рассмотрении — оказываются духовно бед нее своих неграмотных и полуграмотных родителей. Внукам же явио недостает лю бознательности, чувства корня и жизненно го опыта, чтобы понять их. Они привыкают видеть бабушек и дедушек возле грядок в огороде, под коровой, с половой тряпкой или лопатой в руках, не могут приподнять завесу повседневности, попытаться понять их сложный внутренний мир. Даже хоро шие. добрые внуки... Первые русские переселенцы приехали из Ишима и Тюкалы только в 1767 году. Сре ди них были Першины, Жирновы, Спиревы, Девяткины, Рассказовы... Фамилии эти и сейчас встречаются в Васюганье. У многих молодых людей Васюганья — славные ро дословные, только живут они — как Ива- ■ны безродные. И поступают соответственно. Васюганье... На редкость суровый край! Но есть в нем притяжение редкой силы. Притяжение это трудно передать словами, но оно захватывает чувства и мысли чело- 5 Сибирские огни № 4 века, открывшего для себя однажды доро гую землю. Нечто подобное я испытал поч ти двадцать лет назад в Новгороде. Приехал туда за три дня до начала все союзной конференции, чтобы неторопливо осмотреть древьнерусские архитектурные памятники. До этого я уже побывал около подобных сооружений в Москве, Смолен ске, Владимире, Суздале, Ярославле и во многих других городах. Особо привлекали храмы — удивительное выражение худо жественного гения, исторически и мировоз зренчески обусловленной эстетики и сози дательных сил русского народа. В горькие века татаро-монгольского ига их купола, устрем.пенные в голубую высь, мощный зов их звонниц вселяли в сердца людей веру в победу и возрождение. Нередко превраща лись колокола их в вечевые, звали к то пору... Борясь против религиозного дурмана, мы старались забыть, что исторически цен ного принесло Руси христианство. А монас тыри и храмы были хранителями нацио нальной культуры, рассадниками грамот ности, воинственными крепостями в боях с интервентами и всегда поддерживали идею единства всех русских земель. Православие помогло белорусам и украинцам под много вековым гнетом польско-литовских феода лов сохранить национальную самобытность. Около храмов, шагнувших в наши дни из одиннадцатого-пятнадцатого веков, любой русский человек, помимо воли своей, испы тывает не религиозный трепет, а чувство своей кровной связи с далекими предками. В Но.вгороде я осмотрел десятки шедев ров древнерусского хра.мового зодчества: Софийский собор, Антониев монастырь, храмы Федора Стратилата, Дмитрия Со- лунского, Спаса-Нередицы, Параскевы Пятницы и др. И вот — Юрьев монастырь. Георгиевский собор (1119 год) над Иль мень-озером. Каменная громада с ^ шерша выми темно-серыми стенами вечной клад ки. Нет на них каменных узоров Дмитри евского собора из Владимира, песенной лег кости храма Покрова-на-Нерли, архитектур ной полифонии храма Василия Блаженного, праздничной красочности церкви П араске вы Пятницы близ Торговых рядов в Нов городе... Рядом с их купеческим, великомня- жеским, царским великолепием Георгиев ский собор — мужик-лапотник в сером са мотканом армяке. Но в каждой линии, в пропорциях объе мов и форм заложена такая сила, такая мощь, равной которой мне нигде больше встречать ые доводилось. Это не просто мужик-лапотник, это — мужицкий богатырь Илья Муромец, воплотивший мощь Великой Руси, нравственный и эстетический идеалы трудового народа. Я. атеист и сын безбож ника, коммунист с 1942 года, прошедший все круги ада минувшей войны, испытал священный трепет и высокое чувство наци ональной гордости. И многие месяцы после этой встречи с ярки.м эхом веков почти физически ощущал собственную сопричаст ность к русской истории, к духовной жизни народа. Нечто подобное испытал и от ссшрикос- новения с Васюганьем. Его потенциальная мощь — и моя сила, его история волнует меня, его страдания болью отдаются во мне, его надежды — мои надежды. И ниг
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2