Сибирские огни, 1988, № 4
туры? Об этом довольно часто пишет наша пресса, культпросветработа стала предметом солидных научных исследований. Особенно много последнее время пишется о необхо димости развития духовных потребностей, об организации клубов по интересам и возрастам. Не видел я этого в Васюганье. Видел клубы. Дома культуры «за семью замка ми». Культработники не владеют новыми методами работы. Д а для них и условий не создано. Д аж е новые здания Домов куль туры не рассчитаны на работу клубов и любительских объединений. Спроектирова ны так, чтобы служить кинопрокату. Читаю лекции культпросветработникам Кыштовского района (июль 1987 г.). З а даю вопрос: сколько вы должны в течение года провести массовых мероприятий? Мно го раз переписывавшие эти цифры, специа листы не помнят их. Вполне объяснимо: никто и никогда не принимал их всерьез. Сельский клуб должен провести более ста десяти массовых мероприятий, сельский Дом культуры — около ста восьмидесяти, ьайонный Дом культуры — более трехсот. Дифры астрономические и абсурдные по своей сути. Д ля этого нет условий, нужных специалистов, помещений, времени, никогда не обеспечишь слушателей - зрителей, а главное — в этом нет никакой необходи мости. Контрольные цифры год от года росли. Все — от заведующего клубом до министра культуры — видели их никчем ность и абсурдность, но ежегодно отчиты вались об их успешном выполнении. Далее срабатывал естественный психоло гический рефлекс. Если невозможно при всем старании выполнить половину, чет верть запланированного, если ценится не работа, а способность к очковтирательству, беззастенчивая ложь, то стоит ли вообще трудиться? Конечно, есть честные, любя щие свое дело работники, которые трудятся в меру своих сил и возможностей, но зна чительная часть сельских культработников хорошо усвоила, что заработную плату совсем не обязательно зарабатывать: ее по всеместно платят за пребывание в долж ности. По сути, тут давно выхолощен ос новной принцип социализма: каждому — по труду. Искусство, культура давно уже стали ареной обостренной идеологической борьбы, борьбы за человеческие души. Поэтому и должны находиться под постоянным конт ролем партийных работников, в первую очередь тех, которые непосредственно от вечают за идеологическую работу. Но, как ни странно, это не так. Их вполне устраива ют показуха и ее обратная сторона — за стойность. За последние годы работа клу бов, домов культуры ни разу не стала предметом глубокого изучения и обсужде ния на сессиях районных Советов народных депутатов, на пленумах районных комитетов партии. В двадцатых-тридцатых годах история родного края, события гражданской войны были в центре всей работы изб-читален, народных домов, клубов. В школах изуча лось краеведение. И в учреждениях куль туры, и в школах сегодня забыли об этой чрезвычайно ценной работе. Верх-Тарка, на первый взгляд, ничем осо бенно не примечательна. Типичное чалдон ское село. П равда, постарше соседних деревень. О нем упоминалось уж е в 1850 году (поселок Верхне-Кулябинскии). Ему бьГло суждено играть ключевую роль в пар тизанском движении Васюганья. Начало партизанской воине в июне 1919 года положили крестьяне из Верх-Таркской волости. Организованные в отряд Иваном Савватеевичем Чубыкиным, они попытались захватить размещенную в бывшем магази не купца Лузьянова колчаковскую мили цию обзавеститсь оружием. Предупрежден ные’кем-то колчаковцы ждали нападения в полной боевой готовности. Партизаны по несли существенные потери, но начало было положено. Верх-Таркская волость дала много от важных партизан. Они крепко побили и об ратили в бегство каинских жандармов, творивших расправу в деревне Кулиба (из воспоминаний партизана Г. Г. Д анилова). Командир партизанского отряда Ф. 3. Кор кин писал: «Мы базировались в селе Биаза. Нам сообщили, что из села Верх-Тарка вы шел крупный отряд белых в сторону Биазы. Принимать бой нам было невыгодно. Мы вышли через поселок Морозовку, мимо по селка Остяцк-Медвеженки по болотным тропам, то есть по Затарью . Шли в село Верх-Тарку, в тыл ушедшего из него отря да, зная, что основные силы отряда ушли в Биазу Наша разведка донесла, что в Верх-Тарке остался отряд, созданный из предателей. Мы внезапным налетом заста вили его бежать из села. Беляки узнали, что мы у них далеко в тылу, воротились в Верх-Тарку. Мы снова по нашей партизанской тропе — в Биазу. Опять оказались у них в тылу». Партизаны малыми силами били карате- лей. Партизанскими могилами отмечены практически все деревни Васюганья. Но особенно много их в Верх-Таркском углу. Для мальчишек двадцатых-тридцатых го дов они говорили о многом: о кровавых сражениях, о зверских расправах, о героиз ме и предательстве. Оставшиеся в живых партизаны пользовались любовью и уваж е нием, своими рассказами воспитывали бор цов за народное счастье. Мальчишкам двадцатых годов и дове лось встать на пути фашистских полчищ. И далеко не случайно, что три воина из Верх-Таркского сельсовета стали Героями Советского Союза: Михаил Евдокимович Волков из Верх-Тарки, Василий Ефимович Чернявский из Леонтьевки, Пантелей Д ани лович Юрченко из Петровки. Это вполне закономерно. Родились и выросли на земле, щедро политой горячей кровью ее лучших сынов. Н ад их колыбелями вместе с песня ми матерей звучали партизанские были. В подростковый период они во всем старались подражать прославленным партизанам — и оказались в годы испытаний достойными своих отцов и дедов. У каждого из них, кроме большой Родины, была своя ма ленькая родина — Верх-Тарка, Петровка, Леонтьевна, были глубокие духовные кор ни, была нетленная память. Сумели ли мы ее сохранить в суете будней? А. С. Пушкин писал в свое время, что человек, который не хочет знать прошлого, или подлец, или невежда. Пушкину была присуща гордость за свой древний род, ведущий свое начало — это
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2