Сибирские огни, 1988, № 4
шумов. Ни по каким параметрам она не выдерживает сравнения с народной и рус ской профессиональной музыкой. И все- таки победа за ней. В чем причины этого явления? Однозначного ответа на этот вопрос не сыщешь. Причин много. Нет музыки вне интонации. Интонацион ный строй всегда обусловлен националь ным своеобразием психического склада. Его освоение начинается в младенческий период основы его дает уже колыбельная песня. Дети, воспитываемые в детских яс лях, детских садах, разъединенные в своей повседневности с матерями, практически не слышат колыбельных напевов. Но если колыбельная и поется, то напев ее тонет в лавине звуков, низвергаемых на ребенка радиоприемником, телевизором, магнито фоном. Музыкальные же вкусы определяет «сумма воспринятой человеком музыки». Следовательно, определяет их отнюдь не умиротворяющая колыбельная. Из детского быта практически исчезли игры с игровыми припевами, из молодеж ного — хороводные и вечерочные действа со множеством песен и танцев. Это объек тивная реальность, обусловленная экономи ческими и социальными факторами (урба низация, механизация процессов труда уче ба молодежи и пр.). Исчез традиционный институт музыкального воспитания под растающего поколения. Если отвергаются или утрачиваются те или иные социальные институты, их быто вые функции должна принять на себя ка кая-то другая система. Формально такая система есть: музыкальное воспитание в детских садах, уроки музыки в школе, му зыкальные школы. Ни в одном из названных звеньев народная музыкальность не стала предметом изучения. Народная песня иног да выступает в качестве второстепенных компонентов, да и то в академической, а не исконно народной манере исполнения с ее открытым звуком. Подобное обращение к народной песне не воспитывает любовь к ней. Но и такой системой музыкального воспитания охвачена лишь незначительная часть детей. Учителя начальных классов в большинст ве своем не имеют необходимой подготов ки, чтобы вести уроки музыки, что преду смотрено учебным планом. Преподавателей музыки мало. В штатах семисот двадцати четырех сельских школ Новосибирской об ласти их всего около пятидесяти. Я не го ворю уже о их профессиональной подготов ке, которая не выдерживает критики. Представим себе самое благоприятное стечение обстоятельств. Есть в школе высо коквалифицированный преподаватель му зыки. Учебным планом предусмотрено изу чение музыки до седьмого класса включи тельно. Отводится на это один час в неде лю. Один час! Можно ли всерьез говорить о музыкальном воспитании школьников? Сразу же после революции учебными пла нами отводилось два часа в неделю на уро ках и два-четыре внеурочного хорового пения. При существующих учебных планах ма локомплектные сельские школы могут пред ложить преподавателю музыки всего четыре часа в неделю, или меньше четверти обес печивающей ставку недельной нагрузки. Ни один преподаватель на такую нагрузку не придет. Иными словами, существующие учебные планы заведомо рассчитаны на му зыкальное разоружение детей, подрастаю щего поколения. Результаты — налицо. Нами проведено изучение музыкальных вкусов и потребно стей молодежи от пятнадцати до тридцати лет в одиннадцати сельских районах. Н а зову только один показатель: девяносто че тыре процента всех опрошенных не знают оперной, камерной, симфонической музыки и активно ее не принимают. И это вполне понятно. Восприятие, понимание профессио нальной музыки указанных видов требует высокой музыкальной культуры, определен ной подготовки и самоподготовки. Подго товки дети не получают, для самоподготов ки необходимо, как минимум, осознание ее необходимости, наличие ясно выраженных эстетических ориентиров. Кто об этом по заботился? Удивительное непонимание важности му зыкального воспитания подрастающего по коления проявляют Академия педагогиче ских наук и Министерство просвещения РСФСР. И это можно объяснить: «за мно гие годы уже было воспитано целое поко ление людей, лишенных понимания прекрас ного в музыке» (Лит. газета, 1982, 1 дек.). Отрешенные от народных музыкальных основ и не приобщенные к профессиональ ному музыкальному искусству, молодые лю ди стали жертвой «музыкальной моды», з а частую увлекаются антимузыкой. Развлека тельная музыка стала наполнителем про странства и времени, акустическим нарко тиком. Столь же «содержательными» стали тесно связанные с музыкой танцы. Вместе с чужой музыкой, чужой хореог рафией приходят и чужие ценностные ори ентиры. Никем не контролируемая повсе дневность, в конечном счете, определяет идеологические представления подрастаю щего поколения. К сожалению, лишь не многие идеологические работники понимают, что ареной борьбы и самым мощным идео логическим оружием давно уже стааш ис кусство, культура. Большинство их по- прежнему видит идеологию в громких фразах и громоздких плакатах и лозунгах, которые давно стерлись, потеряли былую действенность. Народное образование, если оно не на словах, а на деле, должно опираться на опыт народной педагогики, на многовеко вой опыт нравственного и эстетического воспитания детей и молодежи. Учителя из народа могли бы обеспечить связь поколе ний, поднять в глазах воспитуемых «инсти тут стариков», показать непреходящие нравственные ценности. Но мы не делаем этого. Только чертыхаемся, когда будят среди ночи рваные ритмы оглушительного рока. Поклонники тяжелого рока, метал листы, бритоголовые уже бродят по весям Васюганья. Они настолько оглушены новомодной му зыкой, что не слышат голоса родной земли, обильно политой кровью своих дедов-пар- тизан, равнодушно проезжают мимо мест кровавых сражений, гонят скот через пар тизанские могилы. Акустический наркотик рока лишает души национальных и соци альных критериев. •Уместен вопрос: какова же в сложившихся условиях роль органов и учреждений куль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2