Сибирские огни, 1988, № 4
ных и неумных временщиков на руководя щих постах хватало всегда. Главное в том, что святотатство не возмутило жителей се ла, отцы и деды которых «покоятся» на этом кладбище. (Я не случайно благо звучное и умиротворяющее слово «покоят ся» взял в кавычки. О каком покое можно говорить, если кладбище постоянно оглаша ется ревом скота и громом моторов). А может, и возмутило? Только это воз мущение не вышло за двери своих изб? Тогда еще страшнее. Тогда это прямое сви детельство утраты человеческого достоинст ва, состояние приниженности и обречен ности. Вот где проходит передний край идеоло гической работы в современных условиях, борьбы за сердца и души людей, особенно — за сердца и души подрастающего поко ления К сожалению, до понимания этого факта еще не дадосли многие идеологиче ские работники. Привыкли прикладывать си лы только там, где можно извлечь показа тели для сводок и отчетов. В них не втис нешь народную психологию, чувства и пе реживания людей. Но на них зиждется идеология. Убеждения — это не сумма зна ний в той или иной области. Немало эруди тов, изучивших марксизм - ленинизм, легко отказались от коммунистических убежде ний, покинули родину. Воспитание чувств — задача высокого идеологического значения, верный путь нравственного совершенствования нашего общества. Мы же проводим единые полит- дни. Еду с одним из ответственных работ ников. Прошу делать свое дело, на меня не обращать внимания. Он беседует с секре тарем партийной организации, председате лем колхоза, экономистом; едем к звену, скирдующему сено. Один на тракторе, дру гой — на зароде... Несколько общих слов со звеньевым. Снова контора... На следующий день спрашиваю другого работника районного аппарата: доволен ли он прошлым днем? Отвечает уклончиво. Спрашиваю более определенно и довери тельно. — Побеседовал с руководителями, на сенокосе. О чем? Д а о наших повседневных делах. Делали дело посланцы райкома? Делали. Достигли ожидаемых результатов? Думаю, что нет. Но с уверенностью сказать не могу. Совсем не из боязни говорить правду. Никакая другая работа не требует такого всепроникающего социологического обеспе чения и контроля, как идеологическая. Но именно она начисто лишена анализа, идет сама по себе, не рискуя выбраться из не удобной, но хорошо накатанной колеи. Психологи давно доказали, что самым прочным основанием для идеологии являет ся то. что заложено в раннем детстве. По этому наши предки с глубоким знанием возрастной психологии создали тысячи детских игр. Ребенок в игре получал удо вольствие и все необходимое для будущей деятельности: физическое и умственное развитие, уроки нравственности, эстетиче ского воспитания, «проходил полный курс» социализации, приспособления к требовани ям социума. Мы почти полностью утратили детские игры, это мощное, ничем не заме нимое и почти универсальное средство все стороннего развития подрастающего поко ления. Обеднение игрового репертуара де тей свидетельствует о болезненных сдвигах в социальной жизни. Если не прятаться за обтекаемые форму лировки, а говорить откровенно, то мы вы нуждены констатировать, что перед нами обворованные дети. Мы повинны в том, что они не усвоили нравственные ценности своих дедов, не восприняли их эстетику, не наследовали их художественные ценности. У наших предков были воплощенные в ве личественных художественных образах нравственные идеалы, действующие целена правленно и неотразимо. Они сформировали поколение дедов современных детей. Есть ли нравственные и эстетические идеа лы у подрастающего поколения? Конечно, есть Но они настолько абстрактны, умозри тельны, в том числе и сформулированные в моральном кодексе строителя коммунизма, что находятся очень далеко от эмоциональ ной сферы людей. А потому и малодейст венны. И мы вынуждены признать, что весьма широкое распространение получили в последние годы вепцизм, тунеядство, алко голизм, наркомания, жестокость, непроч ность брачных уз. Конечно, нельзя все сво дить к нравственному идеалу: он лишь монументальный образец, которому ж ела тельно подражать. Многое зависит от чет кости нравственных ориентиров, объектив ных внешних обстоятельств. Тем не менее и недооценивать значение нравственного идеала — как цели в развитии человече ской личности — нельзя. Нравственный идеал русского народа воплощался в образах героев Шлин (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Соло вей Будимирович и др.) и сказок (Иван- Царевич, Василиса Премудрая и др.). В этих же образах находил воплощение и эстетический идеал народа. Добро и красо та в народном сознании нераздельны, образы героев создавались по законам доб ра и красоты. Безнравственный человек не мог быть красивым, он был безобразен. Это выражение здоровой народной психо логии. Наши литература и искусство это хоро шо понимали, идя по пути все более углуб ленного психологического анализа. Однако поток серых произведений, захлестнувший нас в последние годы, неминуемо вел к разрушению эпической монументальности героической личности. Деформация, рас плывчатость идеала неизбежно ведет к не определенности ориентиров. Если речь идет о нравственном идеале — нравственных ориентиров, если об эстетическом идеале — эстетических. Музыка сильнее всех других видов ис кусства воздействует на человека. Наши предки создали национально самобытную великую музыку. Именно она стала осно вой, фундаментом профессионального му зыкального искусства во всех его видах и формах. Народная песенность и в наши дни определяет содержание, направленность творчества лучших композиторов. Внуки не унаследовали высокую музы кальную культуру своих дедов. На смену высокому музыкальному искусству пришла зарубежная развлекательная музыка, ли шенная содержательности, мелодии, нацио нальной интонационности, зачастую даж е не музыка, а компоновка технологических
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2