Сибирские огни, 1988, № 4
росли, пихта, кедрй,— раздумчиво продол жает Шевяко, показывая на низкорослое чернолесье,— Где ямы? Внукам показать не оставили. Извели тайгу. Я так думаю: жизнь наша, что кедрач на болоте! Какой? Обыкновенный. Был тут у нас, сразу за де ревней. С его и деды и мы кормились. В шестьдесят семом, кажись? Ну да, в шестьдесят семом разведка работала, мел кое бурение производила. Потом два года болота горели. Зимой и летом горели. Вни зу, под землей торф горел. Корни у кедров все и погорели. Дунет ветер — кедра пада ет. Попадали все начисто, не стало кедры! У нас тоже корни горят. Сверху быдто ни чего не видно, а деревни одна за другой валятся. Ветер посильней дунет... Рассуждает вросший в землю мужик. Он, как никто другой, знает: без корней не только расти, устоять невозможно. Слушаю его — и нарастает зло против тех, кто пустил невидимый пожар, кто выжигает корни, лишает нас устойчивости, а в ушах набатным колоколом гремят слова Велими- ра Хлебникова: Вы. поставившие ваше брюхо на пару толстых свай. Вышедшие, шатаясь из столовой советской, Знаете ли, что целый великий край, Может быть, станет м е р т в е ц к о й ? КОРОТКАЯ ПАМЯТЬ Беседую с детьми. — Ребята, здесь шли партизанские бои. Что вы об этом знаете? — Есть могила партизанская — один де душка воевал. — Расскажите о нем. Что вы о нем зна ете? — В школе говорили... Кольша, давай! Растерянно переглядываются. Записать что-либо о партизанских боях от детей не удалось. Безгласными оказались дети сел, с которыми ;вязано немало партизанских былей. В Николаевке после Отечественной вой ны было пусто. Ни один из призванных зашишать Родину домой не вернулся. Д о мов не много, чуть более сорока. Ни один не обошла беда. Дети ничего не знают о жизни и подвигах погибших. Во многих се лах на обелисках памяти высечены внуши тельные фамильные гнезда. В селе Камы- шенка, например, несколько родов потеря ло по пять, шесть человек, а Мельниковы — семь. В Николаевке нет даж е обелиска. Секира войны многие роды вырубила под корень. Так бывало и раньше, многие века назад. Но предки наши были мудрее нас и дальновидней. Павших героев навсе гда оставляли в строю, О них слагали ле генды и песни, передавали из уст в уста. Герои жили среди живых, возбуждая вы сокие чувства патриотизма, формируя но вые поколения людей. Никто не произносил громких речей, взгромоздясь на трибуну, не клялся в па триотизме. Но в трудное для Родины вре мя появлялись тысячи новых героев. Исто рия сохранила немало примеров подобного рода. Если бы спросили этих героев, поче му они так поступают, далеко не все смог ли бы ответить: руководствовались не рас судком; не рассудку, а чувству подчиняли свои действия. А чувства не всегда укла дываются в рамки логических определений, не всегда объяснимы. Мы же отринули многовековой <тыт на рода. Разрушали храмы и триумфальные арки, воздвигнутые в память знаменатель ных событий, забывали, вымарывали из истории имена герюев. До сих пор не сде лали нужных выводов, надеемся на давно заштампованные и стертые лозунги. Насколько иллюзорны наши надежды, нетрудно проверить. Девятое июля 1987 года в Кыштовском районе был единый политдень. Властью секретаря райкома партии по идеологии Тамары Марковны Ясиновской все видные работники партийно го и советского аппаратов были «брошены в низы», работать в «массах». Как будто все правильно: оперативная связь с массами вполне созвучна «духу перестройки». Д у ху? Скорее — букве. Идеологическая работа в современных условиях явно «не по зубам» многим даж е способным пропагандистам. Она требует иного поворота, иных, чем раньше, форм и методов. А поручают ее неспециалистам. К обеду райком, райисполком — пусты. Обезглавлены многие другие организации райцентра. Какую работу они ведут в по лях? Разгар зеленой страды. Сушь. В те ни — за тридцать градусов. Впереди не настье. Дорог каждый час. Если и выдаст ся у труженика свободная минута — дома непочатый край работы: окучивание кар тошки, заготовка дров на зиму, ремонт жи лья и скотопомешений. В такую пору к к а кому бы часу мы ни приехали к колхозни кам и рабочим совхозов — все равно будет не ко времени. Д аж е лучшая из лекций и бесед не дойдет до сознания, не вызовет нужных чувств. А почему, собственно, в сельской мест ности должен быть в июле единый полит день? Что он дает реально? Пресловутую галочку? Стереотип мышления — что глу бокая колея на размытых дождями лесных дорогах. Ехать по ним неудобно, трудно, но и выбраться из них непросто. По-преж нему идеологическую работу оценивают по количеству прочитанных лекций и докла дов, количеству «охваченных» ими слушате лей. Чтобы выглядеть не хуже других, и то и другое нередко вздувают до астрономиче ских цифр, далеких от реальности. Но речь не об этом. В век гласности, когда самые шекотли- вые вопросы внешней и внутренней поли тики освещаются в печати, по радио, теле видению самыми высококвалифицирован ными специалистами, советскими и партий ными лидерами, что нового может ска зать лектор районного масштаба? Не бу дет ли его лекция ослабленным эхом прочитанного, услышанного аудиторией за долго до его речи? В период, когда основ ная масса людей труда не могла без по сторонней помощи не только понять про исходящее в мире, но и прочитать о собы тиях, лекция была незаменима. Важным инструментом идеологической работы была она и тогда, когда лекторы имели доступ к информации, недоступной широким массам. Новое время — новое соотношение сил и возможностей пропагандистов и слушате лей. Оставаясь в плену традиционных пред ставлений, сложившихся стереотипов, мы, галопируя на месте, изо всех сил стараем-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2