Сибирские огни, 1988, № 4
бителями. Чиновникам ни жарко ни холод но. свою «зряплату» (народное выражение! они получат сполна. Длиннее с т а Г очер^ ди за продуктами - у бюрократов есть иные пути самообеспечения Урон духовности? А что такое духов случая, чтобы на сессиях районных и сель- ских Советов, на пленумах райкомов и гоо- комов ставился вопрос о духовности Все что угодно, только не это. Ни в тонны ни в кубометры, ни даже в проценты не пеое- н е'^отчйта^ься’^®'""^’' ^УШУ населения, не отштаешься перед вышестоящими об успешном выполнении плана. Разве может отлаженный на показателях бюрокра?*” скии аппарат заниматься чем-то аморф- ным, текучим, изменчивым, к тому ж Г '^щ сулящим лавров победителей? Невдомек бюрократу, что порожденная им бездуховность давно уже вто>лась в экономику и обрела такие формы, которые можно оценивать в тоннах, кубометрах процентах и рублях. Порожденный безду^ ховностью алкоголизм приносит ежегодно миллиарды рублей убытка. Это подсчитали ученые-экономисты. Давайте возьмем для примера то, что у всех на виду. В начале пятидесятых годов 'техническая оснащенность сельского хозяйства была где-то в десять раз ниже теперешней. Но ни одного гектара неубранного хлеба не уходило под снег. В последние два десяти летия мы наблюдали такое неоднократно и в массовом порядке. И туша барана стои ла на рынке от восемнадцати до двадцати м т и рублей (в теперешнем масштабе цен) Сейчас за такую сумму можно купить че- . тыре-шесть килограммов баранины в посевную, покос, страду работали по двенадцать и более часов в сутки, а по вече рам звенели над деревнями частушки и песни, переборы гармошек. Сейчас разучи лись петь и играть. Глушат, доводя до шо ка, озверевшие магнитофоны, обрушивают на уши и души какафонию технологиче ских шумов. Брожу по Васюганью и в каждой деревне слышу: — Трудно раньше жили, бедно. Много работали, а весело было! На работу — с песней, с работы — с песней. Дружно жи ли, надщц душевнее был1 Разве не от бездуховности пошли пьян ство, воровство, чванство и низкопоклонст во, взяточничество и тунеядство, леность и трусость? Не она ли разрушает более трети семей? Не она ли делает сиротами детей при живых родителях? Бездуховность сместила многие понятия, деформировала основы социальной жизни’ нравственные критерии, обескровила народ ную жизнь, разрушает ее экономический фундамент. Делая все для человека, ради человека, мы забыли о самом человеке с его заботами, тревогами, болью и радостью, высокими чувствами любви, долга и низ менными страстями, а иногда и пороками. Люди бывают всякие. И один человек в разное время, в различных ситуациях бы вает не одинаков. Он видит, как гибнут, исчезают с лица земли вскормившие отца и деда деревни, и чувствует полное бессилие перед натис ком бюрократии, неспособность противо стоять злу; его не приучили к социальной борьбе — глушит боль сорокаградусной. Из хозяина земли превратился в наемного на ней работника и постепенно утратил былое к ней, кормилице, уважение: не она кормит — условные гектары. Исчезла при вязанность к земле, потеряно чувство осед лости. Поссорился с бригадиром, агроно мом — на стол заявление об увольнении, голому собраться — только подпоясаться! И уж е не только в маленьких «неперспек тивных» деревнях, в больших селах пусту ют дома (в Березовке, Колбасе, Останкино и др.). .— Чем объясняете разрушение деревень? — спрашиваю председателя Кыштовского райисполкома М. А. Рассказова,— Что де лается, чтобы спасти оставшиеся? — Сейчас не только пять-шесть, два-три ученика есть в деревне, школу держим. Но... трудно остановить то, что... — То, что сами усиленно насаждали? — Не так ставите вопрос. Все делалось по науке. Вы же знаете рекомендации ака демика Заславской. Мы не успевали отби ваться. Первым у нас был тогда Шайду- ров. Что ни день — выволочка сверху! Слушаю председателя и думаю: не дай бог оказаться в его кресле. С одной сторо ны, он как будто облечен всеми правами, определенными Конституцией, доверием избирателей и депутатов, и обязан прово дить в жизнь только то, что решили они, что укрепит экономический и духовный по тенциал района. С другой стороны, все его права не больше чем видимость. Он ничего не может противопоставить самым абсурд ным планам и указаниям сверху. Реальную силу имеют они. а не он. «Телефонное пра во» областных властей, особенно партийных, не знает границ. Д аж е если их указание на ходится в вопиющем противоречии со здра вым смыслом, председатель обязан его вы полнить. Зная, что за его исполнение ему крепко попадет от избирателей, выполнит беспрекословно. Видели умные секретари райкомов и председатели райисполкомов пагубность разрушения малых деревень? Видели, но рушили их. Понимали; не избиратели и ря довые члены партии решают — идти им на повышение, сидеть в своих креслах или уходить с позором со своих постов, решают не они, а там, вверху, в большом доме. Телефонное право в этих условиях пока вы ше закона, выше здравого смысла. Пере стройка не коснулась «телефонного права». Интересно, а что думают те, ради кого проводится перестройка, почувствовали ли они ее дыхание? Женщина возле колонки в селе Черновка была категорична: — Хватит перестраиваться! Колхозы строили — меньше половины народу в де ревне осталось. Объединяли колхозы, укрупняли — народ разбегался, разъединя ли — то же. Багай наш совсем изничтожи ли, доперестраивались. — Как его перестроишь? — не то спра шивает, не то утверждает степенный ше стидесятилетний крестьянин деревни Тын- гыза Владимир Викентьевич Шевяко, ука зывая на старый дедовский «анбар» — Лег че новый срубить. Только зачем? Все равно деревне не жить. Действительно, улица веселой дере веньки изрядно изрежена, зияют пустыри между домами. — Здесь кругом сосны в два обхвата
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2