Сибирские огни, 1988, № 4
матом таволги. За низинкой выбежала на взгорок из доброй сказки деревенька Дени- п п о я в и л и с ь колхозные скла- амбапов крестьянских амбаров. Они пусты и раскрыты. Но непого- ^“ держанные кондовые бревна. За амбарами — широкая улица. Всего одна просматриваемая из конца в конец. ’ Старики рады нашему приходу, угощают молоком, молодыми огурчиками, свежим ме- — У кого похороны? — Деревню хороним. Рази не видите? Медпункт закрыли, школу заколотили, на магазин замок повесили... л.,,!!?, только'в одной теплилась жизнь. Выглядели эти избы сиротливо. Из Денисовки бредем в Даниловну. И там — похоронное настроение. В Макаровке над прудом еще работал магазин. Поразило множество детей. — Откуда столько? Из города, внуки. Только тут и наби раются здоровья. И нам, старикам, в работе пособляют. Помогите, вы люди грамотные’ разоряют деревню, по живому режут! Старуха смотрела на нас с надеждой мы отворачивали глаза. Через три года я на ведался в эти края. Ни Денисовки, ни Данп- ловки, ни Макаровки — заросли крапивы и чертополоха. Прошло почти десять лет с того памят ного года. Многое изменилось в нашей жизни. Новое дыхание обрели когда-то «неперспективные» деревни. Резкой критике подвергнут административный перехлест. Ученые подсчитали, какие колоссальные убытки понесли отдельные районы и госу дарство в целом от непродуманной полити ки. Все верно: мы часто бываем умны зад ним умом. Но, критикуя перегибы, привед шие к разорению тысяч и тысяч деревень, делали упор на экономику, на хозяйствен ную деятельность, и редко кто — и то вскользь — касался нравственной стороны проблемы. Между тем, перетащив избы, развалив надворные постройки, мы прокладывали до рогу к бездуховности; лишали человека воз можности оттаивать душу, глядя на углы амбара, сработанного дедом, на баню, сруб ленную отцом, на посаженную матерью ря бину и взращенные сестрой мальвы, пере жить тревогу и радость от взгляда на край колка и ветлы над речкой, которые увидел много лет назад, впервые выбравшись само стоятельно за ворота. А что заменит могилы предков? Остав ляя их на произвол судьбы, мы теряем луч шую часть самих себя. Ту, что хранила бес прерывную связь сменяющих друг друга поколений. Обрезаем питавшую нас пупови ну. Это не досужая сентенция впавшего в сентиментальность человека. Чтобы убедить ся в правоте сказанного, достаточно выйти в родительские дни на улицы Новосибирска (любого другого города тоже), ведущие к кладбищам. Сотни тысяч людей идут и едут в эти дни к могилам родных и близких. Едут и те, у кого нет здесь таких могил. Всех поднимает и ведет священный тре пет, зовет память предков, путь указывает сыновний и дочерний долг. А мы заставляем людей подниматься с насиженных, любовно обустроенных, доро гих сердцу мест, бросать родные могилы. Может быть, и не стоило бы писать об этом: осуждено, исправлено, разоренного до конца не вернешь — нечего после драки ку лаками махать. Не совсем так. Осуждено — да. Исправлено? Нет! Кыштовский район, 1987 год, июль. Прошу заехать в Отрадное. Сопровождающий меня журналист район ной газеты Александр Михайлович Загай- нов не хочет этого. Ему, не раз выступав шему с острыми статьями против разорения малых деревень, мое желание понятно. Писать-то он писал, газета печатала, а де ревни разрушались. Где хваленая действен ность печати? Как ни крути, а редакции не хватило смелости восстать против произвола начальства открыто и довести дело до кон ца. Говорить об этом — раскрывать подно готную далеко не простых внутрирайонных отношений. Все-таки добиваюсь своего. Минуем поля, колки, оставляем в стороне село Еремино и выруливаем на поросшую конотопом дере венскую улицу. По другую сторону пруда тоже улица. Пруд густо порос ряской. На светлых зеркалах играют гальяны. Празд нично светит солнце. Но праздника нет. Пустыми глазницами окон смотрят на нас из-за пруда покинутые хозяевами избы. Не которые обнажили ребра стропил: проданы на слом. Между избами десятки поросших крапивой, коноплей бывших подворий. Оглядываюсь — и становится не по себе: в пяти-шести метрах за спиной — жерло русской печи. По эту сторону пруда стоят восемь пустых домов. Заходим в один, дру гой. третий... Не скрипнет ни одна половица. Потолки из тщательно фугованных досок. Покрашены в голубовато-белый или светло- синий цвет. Верхние косяки окон дугооб разны — солнечная закругленность. Жители деревни любили свет — окон много. В углах домов, в сенках, кладовых, прямо на дво ре — груды отслуживших людям вещей. Среди них детали любовно сделанных кро сен, гребенчатые прялки, гребни для чесания кужеля, серпы, горшки и кринки... Почти сто лет назад подошел сюда обоз переселенцев из Рязанской земли. Распряг ли, пустили коней в духмяные травы, и кто- то, оглядевшись, удовлетворенно произнес: — Места-та какие — отрадно глядеть! Так или не так было, не проверишь, Но название Отрадное прочно пристало к де ревне, основанной рязанцами. Росла, крепла деревня. О хозяйственности потомков пере селенцев говорят многочисленные постройки на каждом дворе: бани, амбары, хлевы, свинарники, курятники, сараи, стрехи. К аж дый двор — повесть о жизни, характере и возможностях хозяина. Здесь жил человек, любивший дерево. Множество клетей и за городок. Каждая дощечка тщательно вы стругана, подогнана, даже углы из жердей и жердочек округлены: заденешь второпях—• одежду не порвешь. В избе по соседству не было мужика. Амбарушка из подтоварника, без потолка, крыта берестой, а по ней дер ном. Щели не проконопачены, замазаны глиной с конским навозом. Может, дожива ла свой трудный век солдатская вдова? Р я дом все добротно, основательно, крепко. Под навесом старые ульи, на вешале рамки с остатками сот — баловался и не без поль зы для себя старик пчелками. За ним, судя по болтам, шлангам, поршневым кольцам и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2