Сибирские огни, 1988, № 4
Это были большие — по моде — часы «Победа», вероятно, их покупал сам Борис Борисович по заданию полковнике. Я взяла со стола нож и хотела открыть им крышку часов. Но это был обычный сто ловый нож из нержавеющей стали — тупой, как все столовые ножи,— он срывался с края крышки, только царапая металл. Все молчали. Никто даже не спросил, за. чем я все это делаю. Первой нашлась та же Шарапова: — Сядь, Вадим!— сказала она.— Женя собирается показать нам фокус. — Вы хотите их открыть?— наконец спросил Завьялов.— Разрешите. Он взял у меня часы, пригляделся к но- жу, потом быстро встал, прошел на кухню, так же быстро вернулся с ножом, которым резал хлеб. Теперь все так же молча уста вились на Завьялова, ощущение тревоги прочно захватило их внимание, а я неволь но подумала: как жаль, что полковник При ходько не видит финальную разработку его же сценария. Завьялов положил часы на ладонь, при ставил к ребру крышки лезвие ножа, по вернул... и крышка упала на стол, удари лась о край тарелки и шустро покатилась по скатерти. Точным движением Шарапова поймала крышку, только мельком взгляну, ла на нее — мне показалось, что она уже догадалась обо всем сама — и протянула крышку Завьялову. — Возьми, Борис! Прочитай вслух. И по громче. Легкий румянец показался на ее щеках. Тяжелым замедленным движением Завь ялов опустил на стол нож и часы, которые держал в руках. Острые скулы на его лице обтянулись еще более. Он повернул крышку к свету. «Лейтенанту милиции Е. С. Грошевой»,— он отчетливо выделил мои инициалы и фа милию,— за отличную работу от Управле ния внутренних дел. Город Новосибирск». Фоменко уронил вилку, она резко звяк, нула о тарелку, но никто не обратил на это внимания. Шарапова поставила локти на стол и закрыла ладонью глаза. Часы лежа ли на столе, я подумала, что можно их закрыть, но крышка была в руках Завьяло ва, и мне не хотелось терять эту минуту на пряженной тишины. — У меня нет с собой удостоверения,— сказала я,— поэтому пришлось пойти на та кую инсценировку. Я опасалась, что кто-то из вас может не поверить мне, а сейчас буду говорить с вами уже не как ваша зна комая, а как работник милиции — офицер милиции, с полной ответственностью за все свои слова. Я не знаю подробностей, не знаю, как все произошло, но я знаю, что Зоя Ко.нюхова была вашей знакомой, она была и в этой комнате — в вашей комна те, Тобольский. И кто-то из вас увез ее отсюда на машине и высадил на автобус ной остановке, возле которой Зоя Коню хова перестала жить. За столом никто не шевельнулся, не произнес ни слова, я слышала даже ти канье моих часов, лежащих на столе. Тут ж е лежал и нож, который принес из кухни Завьялов. Это был хороший нож, с креп ким острым лезвием и удобной деревянной ручкой на медных заклепках. Я бы не воз ражала убрать его со стола куда подальше, но мне не хотелось привлекать к нему вни мание. Я знала, что успею опередить Бра гина, если он потянется за ножом. Сидя щих рядом я не опасалась. Конечно, у Бра гина мог быть и свой нож, но такую веро ятность я решила не принимать в расчет. Сам Брагин сидел потупившись, зажав коленями опущенные вниз руки, и только слегка покачивался на стуле взад и вперед. По переулку мимо домика прошла машина, за оконными стеклами сверкнули блики ав томобильных фонарей. Брагин резко вски нул голову. — Это не милицейская машина, Брагин, — сказала я.— В милиции даже не знают, что я здесь. Я могла бы не приезжать се годня к вам, но решила приехать. Я хочу, чтобы вы точно поняли меня. Мне неиз вестна степень вины каждого, но если ми лиция соберет вас всех, следствие сумеет ее определить. Поэтому вам нужно самим идти в милицию, а не ждать, когда за вами придут. Это последний наш разговор и мой вам совет. И это единственное, что я еще могу сделать для вас. А ваше доброволь ное признание — единственное, что вы еще можете сделать для себя. И хотя я примерно заранее продумала свою «тронную речь» — все же она была импровизацией, и сейчас мне показалось, что я нашла точные, убедительные слова. Я не стала упоминать про убийство, не ж е лая заранее пугать Брагина. И пока, как то кующий тетерев, вела свой монолог, пере стала следить за Брагиным. А он сидел как бы смирившийся, сгорбившийся, продол жая тихо покачиваться на стуле взад и вперед... Ох, прав был полковник Приходь ко, не умела я еще ни смотреть по сторо нам, ни заглянуть вперед... Я закончила на высокой ноте и, замол чав, опять услыхала тиканье своих часов, подумала, что теперь-то уж могу их за крыть. Мне нечего было больше говорить. Взяла со стола часы, потянулась за крышкой, небрежно оттолкнув в сторону лежавший рядом нож. Не предугадала я звериной быстроты и находчивости Брагина. Он не вскочил, не побежал кругом сто ла ко мне, не потянулся через стол к но жу: в любом случае он бы не успевал. Он это понял. Он просто схватил скатерть за углы и сильно дернул ее на себя. И под звон и дребезг полетевших на пол бокалов и тарелок быстро наклонился над столом. Я запоздала. Брагин дотянулся до ножа быстрее. Он вытер о скатерть правую руку, пере хватил ею нож. Левой рукой отпихнул с дороги вскочившего Фоменко и шагнул, огибая стол, ко мне. Все произошло так быстро и неожиданно не только для всех сидящих за столом, но и для меня. Я не успела закрыть часы — так и держала их в руке, как диктор мик рофон, и эта промелькнувшая в подсозна нии мысль помогла мне хоть как-то испра вить свой просчет. Я подняла руку с часами ко рту и заго ворила громко и отчетливо, как говорят в микрофон: — Ноль-два, ноль-два, ноль-два! Срочно машину к дому Тобольского... Опешили все, не только Брагин. Он даже оглянулся ка окно, как бы ожидая увидеть синюю мигалку «оперативки». Затем резко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2