Сибирские огни, 1988, № 3
ЫЕНИОЕьНОЙ ПОЛН,И Геннадий Праьикевич. Уроки географии. Повести. Новосибирское кн. изд-во, 1987. Три повести этой книжки под одной «крышей» __объединяет традиционная тема неизбывной любви к родной земле. Разра ботана эта тема советской литературой ос новательно, и поначалу за произведения Г. Прашкевича берешься с известным опасением. Однако опасения быстро рассе иваются, ибо обнаруживается едва ли не с первых страниц у автора и собственный взгляд, и собственное понимание знакомого вроде бы нам всем хорошо жизненного ма териала, и, что не менее важно, своя особая интонация. Открывает книгу повесть «Огород, или Уроки географии». Ее герой — журналист областной газеты Юрий Зоболев — приез жает в родной районный городок, где прошло его детство, где прочитал он пер вые книги, полюбил путешествия, из кото рого, как из гнезда, выпорхнул в большой мир... Перед нами, на первый взгляд, знако мая по лирической прозе картина возвра щения к корням и истокам. Герой Г. Пра шкевича, правда, в отличие от многочис ленных своих типологических сородичей, появляется на своей «малой родине» вовсе не в качестве «блудного сына», замучен ного ностальгией и не для «заправкн», так сказать, живительными соками в расчете на будущие свершения там, в сто лицах. Цель Зоболева приземленнее, конк ретнее, но и жизненно убедительнее — он задумал перевезти к себе, в областной город, оставшуюся в одиночестве мать. Ну а мать, пожилая женщина, не хочет трогаться с места. Здесь у нее вся жизнь с ее прошедшим, настоящим и будущим, среда обитания, вне которой она, навер ное, просто не сможет существовать, как рыба, вытащенная из воды. «Что мне в том городе? Разве у меня плохо? — удивляется мать Зоболева.— У меня, считай, все теперь есть, и если чего не хватает — души живой... Я ведь сейчас, считай, отдыхаю от всей моей прежней жизни... И в город в этот Юркин я не хочу. У меня тут лежат муж, брат... И ведь не от смерти Юра меня увозит... От дома!» В том и суть. Как-то само собой дом становится полноправным героем повести, активно воздействующим на мысли и по ступки других персонажей. Во всяком случае, каждая новая встреча с родным домом наводит главного героя произведе ния на серьезные размышления о смысле человеческой жизни, ее подлинных и мни мых ценностях, счастье. В размышлениях этих автор и его ге рой естественным образом отталкивают ся от воспоминаний тех времен, когда дом был еще полон, когда перед Зоболе вым пока не стояло многих сегодняшних вопросов. Но, хочу сразу заметить, несмо тря на то, что ретроспективная часть по вести довольно обширна, в «путешествиях в детство и юность», в которые пускается автор, нет весьма характерной для прозы этого тематического пласта умилительной расслабленности, сентиментальности, без оговорочной уверенности, что лучше, доб ропорядочнее и т. д. было в «веке минув шем». Напротиэ, Г. Прашкевич не роман тизирует и ул{ тем более не идеализирует детство своего героя; он скорее жестко реалистичен, точен в изображаемых кар тинах, сдержан в эмоциях. Все это поэволяет более ясно, отчетливо понимать и замысел автора, и поступки персонажей. Так, в частности, мы убеж да емся при чтении, что, как ни крути, а мно гократно воспетые прелести патриархаль ного городишки едва ли способны удер жать молодежь. Д аж е наоборот, унылое существование, беспросветная затхлость здешнего бытия гонят прочь «юношу, об думывающего житье», склонного к тому же к романтике путешествий, стремящего ся увидеть мир во всем его разнообразии и объемности. Не приукрашивая провинциальный быт, Г. Прашкевич вместе с тем не стремится его «предать анафеме». Вместе со своими героями автор задумывается над принци пиально важным вопросом; кто же прав — тот, кто при любых обстоятельствах не трогается с насиженного места, делая свое маленькое, но важное дело, или тот, кто вознамерился увидеть большой мир, заняться большим (или престижным?) д е лом, покинул вскормившую его «малую родину»? Вопрос сложный, неоднозначный. Он, кстати, встает и перед героями других по вестей книги. Стал ли по большому счету Юрий Зоболев счастливым, уехав из сво его городка? В какой-то степени, наверное, стал, если под этим подразумевать дости жение поставленной цели. Но вот он смот рит на свою мать и начинает в том сом неваться. Для нее-то счастье — нечто дру гое, нежели просто удовлетворение каких-то пусть даж е очень нужных и важных потребностей, реализация каких-то своих возможностей. Для нее важнее в жизни — устойчивость, душев 11 ая прочность,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2