Сибирские огни, 1988, № 3

ЫЕНИОЕьНОЙ ПОЛН,И Геннадий Праьикевич. Уроки географии. Повести. Новосибирское кн. изд-во, 1987. Три повести этой книжки под одной «крышей» __объединяет традиционная тема неизбывной любви к родной земле. Разра­ ботана эта тема советской литературой ос­ новательно, и поначалу за произведения Г. Прашкевича берешься с известным опасением. Однако опасения быстро рассе­ иваются, ибо обнаруживается едва ли не с первых страниц у автора и собственный взгляд, и собственное понимание знакомого вроде бы нам всем хорошо жизненного ма­ териала, и, что не менее важно, своя особая интонация. Открывает книгу повесть «Огород, или Уроки географии». Ее герой — журналист областной газеты Юрий Зоболев — приез­ жает в родной районный городок, где прошло его детство, где прочитал он пер­ вые книги, полюбил путешествия, из кото­ рого, как из гнезда, выпорхнул в большой мир... Перед нами, на первый взгляд, знако­ мая по лирической прозе картина возвра­ щения к корням и истокам. Герой Г. Пра­ шкевича, правда, в отличие от многочис­ ленных своих типологических сородичей, появляется на своей «малой родине» вовсе не в качестве «блудного сына», замучен­ ного ностальгией и не для «заправкн», так сказать, живительными соками в расчете на будущие свершения там, в сто­ лицах. Цель Зоболева приземленнее, конк­ ретнее, но и жизненно убедительнее — он задумал перевезти к себе, в областной город, оставшуюся в одиночестве мать. Ну а мать, пожилая женщина, не хочет трогаться с места. Здесь у нее вся жизнь с ее прошедшим, настоящим и будущим, среда обитания, вне которой она, навер­ ное, просто не сможет существовать, как рыба, вытащенная из воды. «Что мне в том городе? Разве у меня плохо? — удивляется мать Зоболева.— У меня, считай, все теперь есть, и если чего не хватает — души живой... Я ведь сейчас, считай, отдыхаю от всей моей прежней жизни... И в город в этот Юркин я не хочу. У меня тут лежат муж, брат... И ведь не от смерти Юра меня увозит... От дома!» В том и суть. Как-то само собой дом становится полноправным героем повести, активно воздействующим на мысли и по­ ступки других персонажей. Во всяком случае, каждая новая встреча с родным домом наводит главного героя произведе­ ния на серьезные размышления о смысле человеческой жизни, ее подлинных и мни­ мых ценностях, счастье. В размышлениях этих автор и его ге­ рой естественным образом отталкивают­ ся от воспоминаний тех времен, когда дом был еще полон, когда перед Зоболе­ вым пока не стояло многих сегодняшних вопросов. Но, хочу сразу заметить, несмо­ тря на то, что ретроспективная часть по­ вести довольно обширна, в «путешествиях в детство и юность», в которые пускается автор, нет весьма характерной для прозы этого тематического пласта умилительной расслабленности, сентиментальности, без­ оговорочной уверенности, что лучше, доб­ ропорядочнее и т. д. было в «веке минув­ шем». Напротиэ, Г. Прашкевич не роман­ тизирует и ул{ тем более не идеализирует детство своего героя; он скорее жестко реалистичен, точен в изображаемых кар­ тинах, сдержан в эмоциях. Все это поэволяет более ясно, отчетливо понимать и замысел автора, и поступки персонажей. Так, в частности, мы убеж да­ емся при чтении, что, как ни крути, а мно­ гократно воспетые прелести патриархаль­ ного городишки едва ли способны удер­ жать молодежь. Д аж е наоборот, унылое существование, беспросветная затхлость здешнего бытия гонят прочь «юношу, об­ думывающего житье», склонного к тому же к романтике путешествий, стремящего­ ся увидеть мир во всем его разнообразии и объемности. Не приукрашивая провинциальный быт, Г. Прашкевич вместе с тем не стремится его «предать анафеме». Вместе со своими героями автор задумывается над принци­ пиально важным вопросом; кто же прав — тот, кто при любых обстоятельствах не трогается с насиженного места, делая свое маленькое, но важное дело, или тот, кто вознамерился увидеть большой мир, заняться большим (или престижным?) д е­ лом, покинул вскормившую его «малую родину»? Вопрос сложный, неоднозначный. Он, кстати, встает и перед героями других по­ вестей книги. Стал ли по большому счету Юрий Зоболев счастливым, уехав из сво­ его городка? В какой-то степени, наверное, стал, если под этим подразумевать дости­ жение поставленной цели. Но вот он смот­ рит на свою мать и начинает в том сом­ неваться. Для нее-то счастье — нечто дру­ гое, нежели просто удовлетворение каких-то пусть даж е очень нужных и важных потребностей, реализация каких-то своих возможностей. Для нее важнее в жизни — устойчивость, душев 11 ая прочность,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2