Сибирские огни, 1988, № 3
Мне приходилось читать в одном журнале самотечные рукописи. Среди многих перлов, которые там попадаются (а о «перлах» и о «законах самотека» я еще собира юсь написать статью — там немало интересного), мне встретилась рукопись, с такой, первой фразой: «Девушка перечитала только что созданное ею письмо». Лучше избегать такой ответственной терминологии. Слова «работа» в произведе ниях достаточно. Тем более что речь как раз идет о вещах и людях (в большинстве случаев), очень далеко отстоящих от большого искусства. «Творчество рабочих поэтов завода Шарикоподшипник» — это слишком, чересчур. Надо назвать сборник: «Стихи и рассказы рабочих поэтов», даж е «Литературная работа молодых поэтов», но не «Творчество». Я требую уважения к слову «творчество». Предпочел бы обходиться без этого слова в ряде примеров. «Просмотров» в поэтике, в литературном деле много и пример с «творчеством» не единичен. Применяют очень широко — до газетных заметок включительно — слово «творче ство». В то же время наше литературоведение боится слова, которое тесным образом связано с понятием творчество. В «Кратком словаре литературоведческих терминов» Тимофеева и покойного Венгерова вовсе нет слова «гений». В самом деле — зачем в искусстве слово «гений»? Никаких гениев не бывает (так шепчет словарь вам на ухо). Неудачно также слово «цикл» применительно к стихам. А чем заменить это слово? Еще можно принять цикл повестей Лермонтова «Герой нашего времени», «Окуров- скйй» цикл произведений Горького, можно даж е «Стихи о Кахетии» Тихонова назвать циклом, но называть циклом стихотворений любую подборку любых стихов поэта в любом журнале только потому, что это — подборка,— конечно, неверно, неправильно. «Цикл» — это тоже была «новинка» для меня при возвращении в Москву. Название въелось в стихотворный быт, срослось с языком. И это название — после больших сомнений, отыскания других вариантов, закрепил Пастернак в своем вел! 1 Колепном стихотворении «Ева». «Ты создана как бы вчерне. Как строчка из другого цикла». У Пастернака били большие сомнения, прежде чем он вернулся к этому, первому, варианту строфы. В поэзии есть стихи п нестихи. Нет стихов более квалифицированных и менее ква лифицированных. В искусстве «нехудожественное» значит «антихудожес-венное». Это и есть закон «все или ьгичего» применительно к искусству. А ведь это и есть «что-то», что называется поэзией и чему в сущности нет названия. Но название мо жет быть найдено и все определения, все служат одной цели — постижению тайны искусства. За последние годы вышло много литературно-грамотных книжек. Любителей поэзии много. Большинство стихов этих не являются настоящими стихами. В стихах должно быть чуть-чуть побольше судьбы. Много стихов книжных, и, я думаю, работнику редакции непросто объяснять ка кому-либо молодому автору, чего именно не хватает в его книжных стихах. Вообще говоря, я лично не представляю, какие логические обозначения нужны для разбора стихотворения автора. Как должен быть мотивирован отказ. Сущест вуют ли убедительные формы отказа? Грамотных статей очень мало. Мы очень мало обращаем внимания на «книжность» поэзии. Между тем это недостаточно серьезно. У больших поэтов книжность была — ярчайшие представители книжного стиха это Мандельштам и Цветаева,— но у них у обоих сквозь книжность так ярко проступает судьба, так ярко чувствуется- боль, что даж е сам уход в книжность кажется стремлением защититься от этой боли.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2