Сибирские огни, 1988, № 3
цы — «татары-кузнецы», давшие название крепости Кузнецку. Не впервые, конечно, нам встречается желание сместить центр истории на восток, найти наших предков и родственников в сизой дымке тысячелетий, И как отнестись здесь к романным преувеличениям, не от делимым от здравых и надежных гипотез? Найдутся у Чивилихина и великие пред шественники в этом начинании. Еще в двадцатые годы Николай Рерих, путешествуя по Центральной Азии, отме тил поразительное сходство некоторых аборигенов с народностями западной Европы. Заинтриговали его менгиры — памятники культуры от Алтая до Тибета: «Значение этих изображений загадочно, но особенно интересно, что форма их совер шенно совпадает с формою бронзовых ме чей и кинжалов минусинского сибирского типа, так характерных для первых вели ких переселений» («Сердце Азии»). Отно сительно принадлежности некоторых куль турных завоеваний хорошо изученному на роду вообще остается много гадательного. Вот, например, Рерих спрашивает себя: «Среди этих непонятных племен упомина ется одно под именем курумчинские куз нецы... Не имеет ли в виду народная па мять авторов металлических поделок, ко торыми известны древности Минусинска и Урала'*» Здесь явно имеется в виду то же самое племя, о котором рассуждает к Чи вилихин. Рерих считал что противоположность кочевых и оседлых культур в далеком прошлом малосущественна. Кочевье в соб ственном смысле слова возникло с нача лом века бронзы, с приручением лошади, стало быть, не такое уж оно и древнее. Различие леса и степи как полярных ти пов культуры, по мнению Рериха, не из начально. Влияние культур идет попере менно, и мудрость «дремотного» Востока не менее глубока, чем толщь книжного знания Запада. Кто же так страстно вживался в детство общечеловеческой культуры, если не Нико лай Рерих’ Это о нем ведь, о великом сы не России, сказал Л Леонов: «Он для ме ня как бы полное сладостных и пророче ских видений окно детства собственно моего и — моего народа. И всегда были близки мне его мысли о свободном от зла и непогоды, светлом и чистом человече стве,— но еще ближе его страх утерять некое вечное сокровище, которое мы посте пенно, незаметно и запросто разучиваемся ценить». Как же получилось, что пафос Чивили хина, изначально пошедшего по следам Леонова (его первый очерк напечатан в год выхода в свет «Русского леса»), не совпал с пафосом Рериха? Пока оставим этот вопрос без ответа: посмотрим, куда выводит сюжет «лес и цивилизация». Не каждый историк возьмет ся высказываться по этому вопросу, труд но здесь свести концы с концами. Связь русского национального характера с ле сом понятна, но как уйти от вопроса об ответственности лесного народа за опусто шение земли? Выступая защитником леса, В. Чивилихин в то же время славил лес ные цивилизации — истребителей леса. Ведь наши теперешние поля раскинулись на местах, где не так уж давно шумели леса. По Рериху же, раз уж мы о нем загово рили, города несут природе зло, и задача будущего — «заменить механическую ци вилизацию культурой духа». Он полагал, что в прошлом славяне — полукочевые охотники и скотоводы — бытом своим принципиально не отличались от восточ ных народов, ставших «классическими» кочевниками. А проезжая по Центральной Монголии, он с горечью отметил убыль традиционного уклада и начавшийся ущерб природы: «С общечеловеческой точ ки зрения было бы особенно жаль, если бы какие-то новые силы вошли и начали бы здесь применять лишь мертвые условия механической цивилизации... Придать свой характер тому, что его утратило, уж е не возможно. А между тем что же, как не своеобразие и характерность ценно всегда и во всем?» Город стирает разностиль- ность жизни, разнокачественность культур. Да, цивилизация унесла в небытие нево площенные задатки, нереализованные д а рования многочисленных малых народно стей. Д аж е более того — само разнооб разие жизни исчезает. Опаснее всего, ко нечно, что процесс упрощения коснулся жизни, природы, а не только культуры. Она-то восстановима, это дело наживное в конце концов. Но под угрозу ставится сама способность жизни к саморегулиро ванию. упрощается вся биосфера Земли, и результаты этого процесса непредсказуе» мы. Число людей на Земле растет, а вот чи сло народностей и национально самобыт ных культур быстро сокращается. Многие даж е принимают это за свидетельство про гресса: жизнь, мол. везде стала современ нее. Сколько же народностей исчезло на исторической памяти человечества?! В благоприятных или, напротив, катастрофи ческих обстоятельствах они могли оказать ся резервом, стратегическим запасом че ловечества. Не только в отношении гено фонда, но в смысле культурных навыков, приспособленности к природе. Очень раз личный потенциал имеют разные народно сти в решении судьбоносной проблемы «че ловек и природа», мы же сбрасываем этот опыт с баланса истории как малосущест венный. А ну как, в роковую годину Земли он-то и оказался бы спасительным? В большей части своих рассуждений Владимир Чивилихин остается «природо- центристом» — пока речь не заходит о цивилизации, о современной городской культуре в целом. Культуру народности он отсчитывает от природы, отсюда и разно образие опыта человечества: «Любой на род, где бы он ни жил и каким бы мало численным ни был, представляет собою стремительно возрастающую с годами и веками ценность — он несет в будущее земной истории неповторимую свою куль туру, язык, предания старины, обычай, ремесла». Но, может быть, автор переоценивает роль едва заметных народностей? А их в Сибири было много больше, чем теперь. Может быть, таков суровый закон жиз ни — история отбирает наиболее жизне стойкие племена? И тогда нелогично про клинать монголов или хуннов, устроивших погром народов? Нет, прозаик убеждает в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2