Сибирские огни, 1988, № 3
что питался мыслью о своих предках и потомках». Что же такое «Память», этот редкост ный литературный коллаж, это переплете ние имен, дат, событий и мнений, как не «самосознание по вертикали»? Это путе шествие к истокам национальной культу ры отчаянная попытка противостоять углубляющейся эрозии национального чув ства, без которого нет самобытной куль туры. Когда-то Чивилихин отметил странное «экологическое непротивленчество» своих земляков, жителей Кемерова, Новокузнец ка, Прокопьевска. Рыжие речки с черными берегами там не в диво, смог давно не удивляет; дело дошло до того, что вирше плеты сочиняют баллады о черном снеге. Непостижимо, хотя и логично; это же от личительная черта родного города, явный знак технической революции! Человек при ходит в задымленный мир и принимает его как норму, это неизбежно. А люди постар ше просто рукой махнули: что уж, мол, те перь говорить, когда дело сделано? Вот эту землю котлованов, шахтных провалов, терриконов и мазутных рек потомки долж ны полюбить благодарным сердцем? Или все еще не доросли сибиряки до полноцен ных духовных потребностей, если наш сим вол веры: «давай, давай, любой ценой»? Наверно, много об этом передумал В. Чи вилихин, родившийся и воспитавшийся при транссибирской магистрали, видевший дол гие годы только людей «колесной жизни». О чем бы прежде ни писал он — о раз ведке недр и прокладке маршрута желез ной дороги («Серебряные рельсы»), о за щите сибирского кедра («Месяц в Кедро- граде») или жемчужины Евразии — Бай кала («Светлое око Сибири»), или просто о сибиряках («Про Клаву Иванову», «Над уровнем моря»), — герои его заняты веко вечным сибирским делом — землеустрое нием. Как и двести-триста лет назад, они все еще первопроходцы. В них как будто все еще живет утопия о немереных лесах, непуганых птицах. Но нет, пришло время вглядеться и им в странные фигурки Том ской писаницы, заинтересоваться культу рой неизвестного народа, жившего здесь тысячи лет назад, вдуматься в обрывки легенды об изобильной и богоспасаемой земле Беловодии, где всего припасено для человека навеки и где нет ни разбоя, ни лжи. И безотказный энтузиаст, ударник ле соповала, задумался вдруг о чем-то боль шем, чем о «длинном рубле». Жаль, ду- мать-то он стал лишь после того, как по ложил несметные рати лесные, две трети древесины сгубив по бесхозяйственности и беспечности. Прежним духовным багажом жить он уж е не сможет, а в школе он, небось, разучивал «Песню о пиле» («С то бой, подружкой звонкою, пройдем лесной сторонкою — падут под сталью тонкою кудрявые леса...»). Если не сам он, то дети его будут доискиваться истоков экологиче ского безобразия. В книге «Шведские остановки» В. Чиви лихин рассказал о своей встрече с самыми северными угро-финнами Европы — с на родностью саами. Жилище их называется почти так же, как на Украине, — ката. Совпадение, заимствование или неизвест ные пока общие языковые корни? «Простое и мудрое приспособление на рода к природе и климату»— прорыв к основной теме «Памяти»; «Оказывается, отправившись в поисках смысла саамского слова «ката», можно совершить увлека тельное мысленное путешествие по не объятным просторам всего евразийского континента... Название человеческого жи лища связывает своей корневой основой умопомрачительные расстояния, невообра зимую пестроту народов, народностей, племен, мерцающей искоркой видится в глубине веков». Материк Евразия, степи и леса его — вот где колыбель нынешних народов, вот он, котел культур, клокотав ший десятки тысяч лет и расшвырявший родственные племена в разные края его. В. Чивилихин одним из первых в публи цистике заговорил о раннем влиянии Сиби ри на Русь. Так, может быть, влияние это вернее понять как воздействие кочевой культуры на оседлую? Да, отвечает пуб лицист, Русь рано узнала это влияние, еще во время гуннского натиска, и оно было на протяжении тысячи лет чисто разруши тельным. По мнению Чивилихина, рус ская культура сложилась, во всем поляри зуясь по отношению к татаро-монгольской. •Пес стал нашей главной крепостью, го ворит В. Чивилихин, в жестокой схватке со степными ордами наши предки выстоя ли только благодаря кровной связи с лесным ландшафтом. Только Русь Залес ская сохранила в чистоте и славянский ге нотип, и основную культурную преемствен ность. И в дали веков, в сибирской исто рии он видит ту же отчаянную борьбу по- луоседлых европеоидов с агрессивной тюр- ко-монгольской империей. Борьба леса и степи для него — вечный сюжет, хотя победа явно на стороне «леса». Но вот теперь, когда лес исчезает, не время ли взглянуть на этот сюжет иначе? Многовековая война динлинов и хун- нов — это как бы первый цикл истории цивилизации в Сибири. Агрессивные хунны на тысячи лет задержали появление горо дов^ в Сибири. В неясном клубке народно стей, создавших скифо-сибирскую культу ру, историки выделили как ядро народ ди, или динлинов. Это первонасельники са мых обжитых ныне районов Сибири, «один из самых таинственных и интересных за всю историю человечества народ ди». След этого народа разглядели в самых разных концах Евразии Потанин, Ядринцев и Грум-Гржимайло. Чем ж е так полюбились писателю эти «длиннобородые (?), светлокожие и рыже волосые азиаты», которых он считал род ственниками славян? Тем, что строили они срубное жилище, усложненную «кату», тем, что побеждали степняков в неравных схватках. По всей неоглядной Сибири ос тались их названия (например, Томь, Терсь, Тым, Кеть) и не исчезли совсем, ны не их потомки называются кетами (само название народности сохранилось преж ним — ди). «Динлины строили дома — деревянные срубы, крытые древесной ко рой, были знакомы с земледелием, кото рое вели близ своих поселений, но легко снимались с места в поисках рыболовных и охотничьих угодий». Динлины плавили металл, и некоторые историки полагают, что это искусство заимствовали у них шор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2