Сибирские огни, 1988, № 3
Этот фундамент — запас национальных экологических идей, народные представле ния о земле как судьбе, об истории — как о цепи поколений. Слишком просто, дона учно, несвоевременно? Но надо все же вглядеться, если уж сама наука не знает ответа. Искать пути к самосохранению, не слыша землю, — самое беспочвенное заня тие, Земля была источником культурной самобытности для народа — не разучились ли мы ее слушать? «Землей-матушкой, — говорит писатель,— землей-кормилицей при равнены друг к другу, объединены несчет ные человеческие судьбы и поколения, мил лиарды людей связывали, связывают и бу дут еще многие столетия связывать с зем лей свои начала и концы» («Земля-кор- милнца»). Может показаться тривиальным это высказывание: отношение к земле и есть' главный показатель типа культуры. Здоровой и нездоровой, устойчивой и не устойчивой, гуманитарной или технологи ческой по преимуществу. Культуры надо различать в первую оче редь по тому, как они обходились с зем лей. Остальное — произвольное. Эта мысль настолько знакома, что, кажется, и у Гле ба Успенского найдутся такие слова. Но это не совсем так, да и важна своевремен ность слова. Надо, надо твердить людям, ес ли они забывчивы, как говорит герой Л. Л е онова, профессор Вихров, защитник рус ского леса, «людям всегда приходилось жестоко расплачиваться за пренебрежение к так называемым банальным истинам... умейте терпеливо слушать мертвых». Нет, размышление это не бесплодно уже в том, что родилось понятие «экология культуры» (его первым употребил акаде мик Лихачев), есть позитивный результат: стабильность культуры, запас прочности жизненного уклада, незамусоренное само сознание, ориентирующееся на жизненно важное и долговечное. Раздумья В. Чиви лихина о собственном детстве и о детстве родины вдруг дали ослепляющее открытие: история, возможно, начиналась вот здесь, в родных местах! «Жадно всматриваюсь в снимки и рисунки каменных скульптурой барельефов, обнаруженных на Белом Ию- се, который, сливаясь с Черным, образует приметную сибирскую реку Чулым, что те чет мимо Боготола и Ачинска, устремляет ся на север от Транссиба и змеится по Томской области, впадая в Обь чуть ниже Колпашева. По школьным учебникам я знал о государстве Урарту, Шумере и Древнем Египте, но ни за что не поверил бы, если бы мне сказали тогда, что здесь, вдоль этой сибирской реки, жили за десят ки тысяч лет до нас люди, которых без всяких натяжек можно назвать астроно мами, художниками, скульпторами». По всюду ищет он приметы быта народов, кормившихся лесом и пашней. Его истори ческую концепцию и хочется назвать «лес ной». Книгу за книгой писал публицист Чиви лихин о лесе. Герои его повестей или блуждают в лесах, или спасают их от ог ня, или обживают лесной край. Л ес и че ловек — сквозная тема всей его прозы: «Необыкновенно важна роль леса в исто рии народов и цивилизаций, в жизни и д а ж е становлении человека... Лес дал чело веку первые орудия, познакомил с огнем и снабдил материалами для первых кост ров... Лес предоставил человеку энергети ческую основу для изначальной бронзовой и железной металлургии — древесный уголь». О том, что от леса зависело биоло гическое формирование человека, слышал каждый, прозаик подводит к другому эта пу: цивилизация зародилась в лесной зо не. Стало быть, город вырос, отделившись от леса, но используя его как сырье. Ни обжиг кирпича, ни выплавка металла, ни постройка корабля без леса просто немыс лимы. Не столько лесу посвящены очерковые книги «О чем шумят русские леса» и «Веч ный источник», сколько национальному ха рактеру, условиям формирования русской народности. И что-то знакомое сразу слы шишь в этих трактатах о земле и челове ке на ней. Д а, это как будто продолжение лекции Вихрова, героя «Русского леса». В романе Леонова впервые отмечена связь национального характера с лесом, лекция эта занимает центральное место в сюжете. Хранитель главного богатства страны, не обласканный славой, а гонимый за береж ное отношение к лесу, говорит о наших предках, расселявшихся по лесным мас сивам; «Присмотритесь, как экономические условия существования вместе с природой станут ваять облик этих людей... будет палить азиатское солнце и леденить по лярная стужа, что скажется в крайностях их национального характера... В жарких схватках со степняками, защищая моло дую государственность, они закалят свою доблесть и не менее прославленную вы держку. Так начинались мы». Перекличек с Леоновым в публицистике Чивилихина найдется немало. Порой ка жется: слишком прилежным учеником ос тавался публицист,' обращаясь все к тем же темам, коренным для русской культу ры: климат, пространство, национальный характер, жемчужина домонгольской рус ской культуры «Слово о полку Игореве», которой и Леонов посвятил статью. Но есть и коренное различие. Зрелая проза Л. Леонова нередко умозрительно философична, это «квинтэссенция мысли», так. что даж е сюжет диктуется философ скими посылками. Леонов больше зачаро ван будущим, чем прошлым, недаром его отдельные романы критики назвали уто пиями. В. Чивилихин же всюду идет от факта, и ф,акты для него долго были важ нее их интерпретации, прошлое его инте ресует главным образом как способ по нять настоящее. Кроме того, Леонов укло няется от лично-исповедального повество вания, у Чивилихина ж е публицистическое и лирическое «я» как раз организует ма териал. В. Чивилихин, скорее, развивает вширь леоновские темы, ведет «довыработку», от крывая при этом и новые горизонты. Тем более, что некоторые максимы Леонова предполагают очень развернутое толкова ние, целые книги. Например: «Нация суще ствует не только гражданским чувством локтя, так сказать, в разрезе горизонталь ном, не менее важно для нее самосознание по вертикали, и в особенности на наших суровых исторических перевалах благоде телен для нации именно тот патриотизм.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2