Сибирские огни, 1988, № 3
тер современности таков, что эта пробле ма выдвинулась на первый план, и если уж искать символ надежды, то им может быть одно—опыт народа. В первую очередь опыт экологический. Сопоставим два суждения писателя; «Без леса русский народ не жил и не бу дет жить никогда» и «Мы всегда должны помнить, что сегодняшние беды земли не поправить ничем, если не уничтожить их исходных причин». А часто ли специали сты ищут эти первопричины в истории? Д а почти никогда. Так что порой даже умная популяризаторская книга, собрав шая разрозненные сведения воедино, мо жет дать немалую пользу. А если темой земли и леса писатель занимался тридцать лет и через эту тему увидел всю историю Сибири, России, нет, больше, — Евразии, у него есть своя концепция. Очерки Чивилихина, публиковавшиеся со средины пятидесятых, нарисовали кар тину бездумного и потому жутковатого процесса уничтожения лесов на великом пространстве от Архангельска до Владиво стока. Что ж е в этом контексте означает выражение «не будет жить никогда»? Ис чезнет, переродится, перестанет быть преж ним народом? Или — найдет в себе силы и мудрость остановить геологическое по размаху бедствие? Вот для этого и надо прочитать «Память». Где-то в истории есть незамеченный пункт, с которого начался безудержный рост всего того, что названо экологическим кризисом, а иногда именует ся приближающейся экологической ката строфой. О лесе и почве писал В. Чивилихин в книгах, посвященных Сибири, где, как он понимал, решается основной вопрос века будущего: быть или не быть природе, ле сам и чистым рекам. Не только о почве- гумусе, но и о почве духовной, которая для прагматика — ничто, фикция: до нас, мол, тут ничего ценного не было, ничего разрушить здесь нельзя, так что не важно, какой след, какие котлованы мы после себя оставим. Эрозия нравственной вменяемости начинается с малого, но в культуре, в па мяти национальной способна оставить страшные овраги, где уж е нельзя будет сеять. Вслушаемся: «Благополучие почвенно го слоя зависит ныне исключительно от че ловека... На восстановление слоя почвы всего в два с половиной сантиметра при хорошем и постоянном растительном по крове природа затрачивает до тысячи ,лет» («Земля-кормилица»). Один сантиметр за пятьсот лет! Значит, со времен Ермака си бирская почва не нарастила и сантиметра! А мы и не задумывались, как создавался тот слой чернозема, которым гордились целинники. А потому не придали особого значения пыльным бурям, когда миллио ны тонн плодородной почвы, ставшей пы лью, были унесены ветрами с распаханной казахской и алтайской целины. Эка, мол, беда, земли, что ли, у нас мало! А опыле ние лесов, приведшее к гибели пихтача чуть ли не во всей сибирской тайге? А не восполнимая вырубка кедровых лесов, на восемьдесят процентов не в дело?.. А пре вращение речек Кузбасса в зловонные сточные канавы?.. Неужели все это част ности? Гибель мириадов птиц и живот ных, исчезновение рыбы в реках — уж не это ли и есть победа над тайгой? А как недавно еще в газетах с гордостью писали: «Тайга отступает». Отступила... в небытие. Вот это и есть эрозия памяти — жела ние урвать поскорей и побольше. Оно обя зательно связано с безразличием к прош лому, а стало быть, обернется слепотой к будущему. И всего виднее это на малой родине писателя — в Кузбассе. Тут можно сказать без преувеличения: край наш вы слал ходока-заступника. И впрямь ведь было что-то от настырных шукшинских чу диков в юном Владимире Чивилихине, учившемся в Мариинске да в Тайге и су мевшем таки поступить на самый престиж ный тогда факультет Московского уни верситета и сказавшего слово правды в годы застоя: как однобокий «прогресс» убивает землю. А живая природа — тоже культура, ни к чему их разгораживать стеной. Среда жизни складывалась в миллионолетней борьбе и взаимовлиянии видов, в приспо соблении всех друг к другу. Все сложи лось, все пригнано без пустот, и всюду можно разглядеть свой «подвиг сокровен ный». Неброски в Сибири приметы дальней па мяти, и многим казалось: история здесь началась недавно, эта земля — чистый лист, пиши поскорей да не оглядывайся. Вот он — первоисточник беды: жизнь «ко лесная», облегченная память, нежелание подумать о будущем дальше нескольких лет. Культура — опыт жизни, неделимый капитал, без которого нет продолжения ни истории, ни полноценной жизни на Земле. Ведь если шагнет в небытие род человече ский, он увлечет с собой и всю жизнь. То есть перечеркнет, наверно, сотни миллио нов лет эволюции. Хорошо выразил эту мысль, вернее, вопрос этот, Л. Леонов, ко торого Чивилихин называл своим учите лем: «Перед человечеством стоят сегодня две первостепенные задачи: защита мира и защита природы, обе — главные условия нашего дальнейшего существования». Мо жет быть, корень проблемы — в самосоз нании, которого нет без ориентировки в ис тории? «Мне кажется, — писал В. Чивилихин, — что наступило время, когда любить при роду — мало. Любит ли она тебя и что ты сделал для того, чтобы она тебя люби ла? — вот как нынче стоит вопрос». А далее, в том же очерке «О чем шумят рус ские леса» еще более однозначно: «Стенать по поводу гибели природы бессмысленно и бесполезно». Стенать бесполезно — действовать на* до, всем и каждому из нас, не откладывая до вечера. Потому что каждую минуту па дает несколько деревьев, поставщиков ки слорода, Того, которым должны были ды шать наши правнуки... Пусть не вся «Память» посвящена эко логии, она ничуть не выламывается из кон текста публицистики Чивилихина. Она ее венчает, она помогла увидеть путь прозаи ка, поиск, объединяющий точки зрения. Пока только фундамент, а не своды тео* рии, большего нельзя требовать, раз уж на этот вопрос нет пока ответа у человече ства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2