Сибирские огни, 1988, № 3
А. КАЗАРКИН ПАМЯТЬ- эк о л о ги я КУЛЬТУРЫ ( к 60-ЛЕТИЮ в. ЧИВИЛИХИНА) В ы обращали внимание на то, как за канчиваются очерки Владимира Чи вилихина о лесах Сибири? Двойные и тройные послесловия — это хроника на растающего бедствия. Не оттого ли так «сдетонировал» двухтомный роман-эссе «Память» в общественном сознании, что в нем задет нерв сверхпроблеыы — преды стория экологического кризиса? «История — это все во всем», — заме чает автор. А трудноуловимый сюжет ро мана-эссе «Память» можно обозначить только через сравнение: «Путешествие в прошлое — не бег по спринтерской дорож ке и не езда по гладкому шоссе. Множест во заброшенных проселков, троп, забытых дорог, а то и сплошное бездорожье на много верст, перекрестки, ответвления, пе ресечения, спуски, подъемы, шаткие мост ки, гати». Что могло заставить автора взяться за такую задачу — «все во всем»? Наверно, критическая ситуация — угроза самой жизни на Земле, убыль естественного, воз растающая энтропия памяти. Для этой кни ги писатель родился — в нужное ей вре мя и в нужном месте. С окончанием ее оборвалась жизнь, предыдущие книги бы ли как бы черновиками к «Памяти». В романе-эссе Чивилихина мы найдем хвалу добровольным хранителям памяти: «Они прививают согражданам привязан ность к их родине, а через нее — к боль шой Родине, к миру и жизни, а сами эти увлеченные отставные трудяги, кажущие ся подчас чудаковатыми, составляют кое- где высшую духовную ценность местного общества». Одного такого собирателя памяти края мы встретим в повести «Над уровнем мо ря». Заветную мечту автора он, провин циальный врач, малозаметный человек, выдал лет за двадцать до публикации «Памяти»: «Иногда я думаю, если бы бы ла у меня в запасе еще одна жизнь, я посвятил бы ее большому труду о сози дательной истории человечества. В этой работе хорошо бы коротко и точно оце нить всяческих ганнибалов и наполеонов, Чингисханов и гитлеров, пунические, сто летние и прочие войны, сосредоточив глав ное внимание на истории становления че ловека — на путях к вершинам цивилиза ций, на развитии гуманистической мысли, наук, на совершенствовании труда челове ческого, на борьбе людей с неправдой, угнетением, нуждой, болезнями, войнами, на усложнении взаимоотношений между обществом и природой». Это же явный «чудик» по шукшинским меркам. В глу- шайшей глуши вдруг «забуксовал» человек на такой вот сверхидее — перетрясти всю историю. И чего здесь больше — от ваги или наивности? Ну, а если он из по роды упорных, как сам автор, если жизнь положит на это?.. Никакой ученый не возьмется за такую книгу. Нужна отвага или неустранимая боль. Именно болевые точки современно сти и позволяют видеть цельность «Памя ти», ее композиции. Это сочинение питает ся полемикой ученых, но само подчинено здравому народному взгляду на мир. И читатель не может уйти от вопроса, есть ли у него личное, живое чувство родины, малой и большой. Непринятие беспамятства, эрозии нацио нального самосознания — в этом весь па фос романа-эссе. И это — запрос эпохи. Не случайно о памяти говорят Ф. Абра мов. В. Шукшин, В. Белов, В. Распутин, Ю. Трифонов, Ч. Айтматов. А книги Д. С. Лихачева, М. Бахтина — разве не о том же? «Идти вперед может только память, а не беспамятство», «память — глаз даль ний», «зрячий посох», — наверно, можно составить целый том афоризмов о памяти. Еще бы, ведь это самый ствол культуры! В. Белов сказал: «Вне памяти, вне тради ции истории и культуры, на мой взгляд, нет личности. Память формирует духовную крепость человека. Только и память бы вает разная. Иной всемирную историю вы зубрил, а про славу своей деревни и не слыхал — не интересовался. Это, пожа луй, сегодня один из самых распростра ненных видов невежества». Да, для одних культура — это соборы, музеи, книгохранилища, для других же — память народа, его привычки, моральные устои, то первичное, что сохраняется при самых немыслимых виражах истории, что обеспечивает выживание человечества. Мне кажется, всего важнее для Чивилихина — условия самосохранения народа в экстре мальных исторических ситуациях. Харак
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2