Сибирские огни, 1988, № 3
страшными, иногда гибелью самой нации, государства. История, как и война, состра дания не знает, и дерзко несправедлив под текст вашей работы представить Петра Ве ликого чуть ли не преступником, жестоким дилетантом». Думается, нет даж е смысла доказывать, какой пресной догматикой, какой рутин ной затхлостью разит от этих высокоученых рассуждений... И чем больше слышим мы подобного рода «глубокомыслии», тем все яснее становится, почему именно гумани тарные науки превратились в самое застой ное болото, почему и поныне с самых высо ких трибун говорят о серьезном отстава нии этой важнейшей, общественно необхо димой отрасли знаний. Ларчик тут откры вался очень просто, в особенности если сравнить положение ученых-естественников с положением ученых-гуманитариев в «те времена». Как мы видели из романа «Бе лые одежды», Лысенко и его прихлебате лям жилось очень даж е недурно: награды, должности, степени и, соответственно, ма териальные блага сыпались на них, как из рога изобилия. Однако все это отпускалось им «в кредит» — как плата за щедрые по сулы, данные правительству. Лысенковцы прекрасно знали, что от них, представите лей прикладной науки, все равно рано или поздно потребуют реальных, практических результатов, и если таковых не окажется — жестокой кары им не миновать. (Вспом ним еще раз, как рыскал Рядно, чтобы за владеть открытиями своих врагов.) Гуманитарии же, являясь в сущности та кими ж е нахлебниками и демагогами, чувст вовали себя куда увереннее и жили куда спокойнее. Ибо над ними не висел дамок лов меч конкретных обязательств перед правительством, их науки никак не влияли ни на урожайность полей, ни на продук тивность животноводства. Посему их бла гополучие зависело от одного — ни на йоту не отступать в своих трудах и исследова ниях от официальных догм, бдительно сле дить за тем, чтобы никто не дерзнул посяг нуть на эти «незыблемые» положения и концепции. А если, паче чаяния, такой смельчак вдруг объявится,— в.сыпать, вле пить ему, чтобы у него пропала всякая охота своевольничать. Именно в такую жестокую переделку и попадает Сергей Никонов, по простоте сво ей не знавший, даж е не подозревавший обо всех этих тайнах ученого «двора». И уж тем более не мог предполагать он, что его «дерзкая» диссертация таит в себе серьез ную угрозу личному благополучию его на ставников. Но те-то быстро сообразили, что к чему, поняли, сколько шуму может наделать этот с виду наивный, простодуш ный, но упрямый, несговорчивый соиска тель, допусти его к публичной защите. И чтобы этого не произшло, факультет ское начальство решает провести предва рительное обсуждение работы Сергея Ни конова на кафедре. Глава, описывающая это жестокое, позорное судилище, учинен ное над Сергеем и его злополучной диссер тацией, пожалуй, одна из самых сильных и впечатляющих в романе; писателю уда лось здесь и показать воочию всю подлую, гнусную подоплеку подобного рода «меро приятий», и сорвать маски со «жрецов нау ки», изобличить подлинную их сущность. Д а бы создать видимость, будто суд над «за блудившимся» молодым ученым вершится от имени масс, устроители, эти доморощен ные маккиавелли от науки, предоставляют вначале слово другим аспирантам. Расчет здесь настолько ж е прост, насколько поДл ' и бесчестен, ибо все эти заранее подготов ленные «ораторы», дружно уличающие Ни конова в антинаучности, целиком и пол ностью зависят от своих мэтров, играют по сути роль марионеток. Д аж е приятели Сер ге я— Евгений Воробьев и Александр Аксе нов, говорившие накануне добрые, лестные слова о его работе, и те разом обращаются в послушных холопов, присоединяют свои голоса к общему хору. Только у одной из присутствующих — Наташи Косых — хва тает смелости прямо заявить, насколько позорной, отвратительной выглядит эта ин сценировка, заранее спланированная рас права; Мы приглашены на роль массовки, мы — хор, одобрительный голос народа... Я вдруг подумала, что тут, в этой комнате было бы сейчас, предоставь Сергей Нико нов не «клевету и поклеп», а рядовую бла гополучную серятину, наподобие моей кан дидатской? О, как нам стало бы всем уют но, комфортно, распрекрасно!» Но это честное, откровенное заявление звучит, разумеется, гласом вопиющего в пустыне. Оно разве что еще больше под черкивает все ханжество мэтров, когда те «подводят итоги», когда Сергею милости во предлагают сменить тему и написать но вую диссертацию... Однако у Сергея хвата ет мужества не только отказаться от этой подачки, но вообще уйти из университета, бросить науку. Потому что быть приспособ ленцем в науке, «влезть» в нее любой цс: ной, подобно Татьяне Исаевне или Викто ру Николаевичу, он не может, а занимать ся наукой по-настоящему, творчески, сво бодно мысля и дерзая, не имеет возмож ности. Ситуация, как видим, тупиковая, чуть ли не безысходная, однако не будем забывать: все описанное В. Сапожниковым в первых главах его романа происходило в конце 40-х — начале 50-х годов, когда гибли на корню не только оригинальные научные идеи, когда подвергали шельмованию не только серьезные открытия и изобретения, но и самых их авторов и создателей. Так что Сергей Никонов, можно сказать, отде лался еще «легким ушибом», который в общем-то не повредил его гражданской ре путации, не надломил его, не поверг в от чаяние. Сергей нашел в себе силы начать новую жизнь: он уезжает в далекую сибир скую деревню и работает там простым сельским учителем, о чем автор подробно повествует в последующих главах романа. Спору нет, написаны эти главы, что назы вается, на уровне; в них немало любопыт ного — здесь и новые герои появляются, и любовная интрига завязывается, и проч. Однако чем дальше читаешь роман, чем дальше уходит в прошлое университетская одиссея героя, тем все больше охватывает тебя ощущение, что автор пишет по сути новый роман, связь которого с предыдущи ми событиями чисто условная, формальная. Мне кажется, В. Сапожников напрасно изъял тему науки, напрасно всем дальней шим ходом повествования стал убеждать
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2