Сибирские огни, 1988, № 3
Ведь если разобраться и поглубже вник нуть, то становится совершенно очевидным: «бунт» Сергея Никонова направлен не столько против Петра, сколько против ка нонизированного восприятия этой личности, узаконенного ни много ни мало самим Ста линым. Известно, например, что Сталин за претил переиздание трудов М. Н. Покров ского, чья «История России в сжатом очерке» была в свое время высоко оценена В. И. Лениным. Сталина особенно не уст раивала точка зрения известного историка на деятельность Петра. В отличие от По кровского, гневно осуждавшего многие бессмысленные жестокости преобразователя России, Сталин считал, что все жертвы, которые понес народ в эпоху Петра, вполне «уравновешиваются» великими деяниями царя. Само собой разумеется, что эта точка зрения на правах непреложной концепции вошла во все учебники, и всякого, кто пы тался ее оспорить, поставить под сомнение, подвергали жестокой проработке, вплоть до того, что вообще отлучали от науки. Как все это делалось, В. Сапожников и показывает на примере несостоявшейся на учной карьеры своего героя. Собственно, к карьере, как таковой, Сергей был в общем- то равнодушен; обучаясь в аспирантуре, он менее всего был озабочен тем, чтобы по быстрее защититься, «остепениться» — для него главным был сам научный поиск, стремление сказать пусть негромкое и не бесспорное, но свое слово в науке, внести посильную лепту в исследование одной из сложнейших исторических проблем. И вот в этом-то и было, что называется, коренное отличие Сергея не только от других аспи рантов, но и от его наставнико.в, от тех, ко го принято почтительно называть «научны ми руководителями». В. Сапожников дает нам возможность накоротке познакомиться с каждым из этих «мэтров», воочию уви деть, что из себя представляли люди, дви гавшие, а точнее сказать загонявшие в ту пик историческую науку. Сразу хотелось бы воздать должное ав тору: крупно, броско, рельефно рисуя оп понентов Сергея Никонова, он нигде не позволяет себе нарочитого сгущения кра сок, не впадает в фельетонное очернитель ство. Напротив, вначале он делает все воз можное, чтобы эти ученые мужи и дамы произвели вполне благоприятное впечатле ние на читателя, чтобы нам, читателям, бы ло понятно, в чем секрет их успеха у сту денческой аудитории, почему они окружены ореолом всеобщего обожания и почитания. Вот выходит на кафедру молодой доцент Татьяна Исаевна Соловьева, и аудитория сразу замирает. Д а и немудрено; «Татьяна Исаевна была из ленинградской профессорской семьи, но... одевалась под черкнуто просто, под деревенскую дивчину — бумажная простенькая кофточка, ремень на тонкой талии, туфли на низком каблуке — первокурсники звали ее про себя Танеч кой. Волосы — спелая пшеница, гребешок с камушками, тоже светлый, под цвет тугой шишки волос на затылке, эти синие, широко открытые глаза; в мягко округлой фигуре Татьяны Исаевны, и правда, было что-то деревенское, вологодское. Одень ее в сара фан, заплети волосы в косу с лентой, она бы и в девичьем хороводе за околицей бы ла хороша, но Татьяна Исаевна была до цент, кандидат наук, работала над доктор ской». Не меньшим успехом пользуется и Вик тор Николаевич Плотников: «В сорок лет профессор, видный ученый, широкие плечи, летящая спортивная походка — гири, штан га, турник... И всегда переполненные ауди тории, где читает он свой курс, хотя ника кой особенной манеры за кафедрой, ника ких эффектов! Все до предела просто, свои лекции Виктор Николаевич не читает во все, он ходит по сцене и будто вспоминает, как было, и вдруг начинает казаться, все происходит сейчас, на глазах слушателей, аудитория сама как бы делается участни цей давно минувших событий...» Неплохо вписывается в этот ансамбль и почтенный Лев Андреевич Казанец — «маленький узкоплечий человек, со значи тельным крупным лицом, по студенческому прозвищу «шкет», с умными усталыми гла зами. Он видит тебя насквозь, знает, сколь ко ты стоишь. Красавчики-лодыри ежатся от его иронического взгляда. Подростковый костюмчик, седоватый ежик на большой голове, неспешность дви жений. Лев Андреевич лекции свои негром ко диктует, расхаживая по сцене, и все в них: даты, факты, высказывания классиков — выстроены в четкий геометричеокий по рядок». Но насколько хороши, артистичны, свое образны эти «кумиры публики» за кафед рой, во время лекций, настолько недалеки, мелки, малоинтересны они вблизи, когда возникает необходимость поговорить с ни ми наедине о серьезных, важных пробле мах. Вот терзаемый сомнениями, объятый смятением, охватившим его после знаком ства с жуткими документами петровской поры, идет Сергей Никонов к своему науч ному руководителю Виктору Николаевичу — идет, чтобы в доверительной беседе, быть может, даж е в споре за чашкой чая что-то прояснить для себя, снять хотя бы часть возникших в ходе работы «закавык». И в ответ на свою искреннюю, горячую ис поведь слышит буквально следующее: «— Личность Петра чисто по-русски про тиворечива... На имени этом скрещивали шпаги самые разные школы историков, и в этой круговерти вам будет нелегко устоять на своем плацдарме, но тем почетнее побе да... Ищите закономерность. Старайтесь мыслить широко, смело, дерзко, ни на кого не оглядываясь...» и т, д. (Пожелания, что и говорить, самые благие, однако, заметим в скобках, стоило Никонову и в самом деле проявить недюжинную смелость, написать неординарную «дерзкую» работу, как Вик тор Николаевич тут ж е открестился от сво его ученика, по сути предал его). Вот очаровательная Татьяна Исаевна, познакомившись с диссертацией Сергея, подкараулив его в вестибюле, отводит в сторону и дает «дружеский совет» — отка заться от обсуждения работы на кафедре. «— С самого начала вы пошли по ложно му пути,— увещевает Никонова эта ученая пава,— наивна, не научна сама постановка вопроса—какой ценой оплачены преобразо вания Петра. Новое рождается в муках — диалектическая аксиома, как и то, что за историческую отсталость народа платят тяж кими страданиями, жертвами, куда более кровавыми, трагедиями, десятикрат более
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2