Сибирские огни, 1988, № 3
п р еж д е чем обратиться к следующему произведению, позволю себе еще раз проци тировать фразу из письма Ф. Раскольни кова Сталину; «Вы лишили советских уче ных, особенно в области гуманитарных наук, минимума свободы научной мысли...» Эти слова невольно приходят на память, когда читаешь роман В. Сапожникова «Сер гей Никонов (Предтечи)», роман, где пока зано, как жили-работали представители гу манитарных наук в злосчастную эпоху культа личности. Правда, тут надо сделать оговорку: «Сергей Никонов», написанный в форме беллетризированного жизнеописания главного героя, да еще «обогащенный» це лым рядом побочных сюжетных линий, лишь первые свои главы отдает людям нау ки. Однако главы эти достаточно объеми сты и обширны, занимают почти половину повествовательной площади и, на мой взгляд, представляют наибольший интерес, как в смысле проблематики, так и в худо жественном отношении. Вот почему, ведя разговор о романе В. Сапожникова, я счи таю целесообразным уделить основное вни мание именно первым главам, точнее пер вой половине романа. Есть тут еще один момент, своего рода дополнительный сти мул, побуждающий нас к внимательному прочтению этих глав. Дело в том, что посвящены они ленин градскому периоду жизни героя, его учебе на историческом факультете, а затем в ас пирантуре университета. Сергей Никонов, как и его сокурсники и наставники, зани мается историей — наукой, которая, как из вестно, в годы пребывания Сталина у вла сти находилась под его личным контролем. Если в другие научные отрасли (в ту же биологию, в металлургию, даж е в языко знание)^ Сталин вторгался эпизодически, то историей он занимался, что называется, профессионально. И «открытиям», которые он тут сделал, «поправкам», которые внес в русскую и советскую историю, несть чис ла. Не кто иной, как Сталин перекроил всю историю партии, приписав себе большую часть заслуг в революционном движении и в построении социализма; не кто иной, как Сталин под видом творческого развития марксизма ревизовал отдельные , ленинские положения, в которых предельно ясно и чет ко намечались пути дальнейшего развития нашего общества; наконец, не кто иной, как Сталин выдвинул и обосновал целый ряд концепций, крайне односторонних, субъек тивно трактовавших деятельность выдаю щихся исторических личностей. Все это вместе взятое внесло немалую смуту, пута ницу в советскую историографию, породило односторонне-тенденциозный подход в ос вещении сложных исторических явлений, и, что самое прискорбное, омертвило, заморо зило историческую науку, лишило ученых возможности выдвигать новые положения, точки зрения, концепции... Разумеется, бы ли и в сталинские времена ученые, пытав шиеся сказать свое слово, отойти от тех догм, которые, будучи общепринятыми «краеугольными камнями», на самом деле являлись камнями преткновения на пути развития исторической мысли. Но, как не трудно понять, участь этих ученых была плачевной... Именно такая судьба и выпала на долю главного героя романа В. Сапожникова. Еще будучи школьником, Сергей увлекся личностью и деяниями Петра Первого, и это «отроческое поклонение» сыграло ре шающую роль во всей дальнейшей его судьбе. Он поступает в ленинградский уни верситет, с отличием оканчивает историче ский факультет, становится аспирантом й сразу ж е принимается за диссертацию. Са мо собой разумеется, что «героем» его на учной работы избирается Петр Первый; од нако Сергей решает осветить деятельность великого царя-преобразователя в необыч ном ракурсе. Петр, как считает Никонов, не только прорубил окно в Европу, не только развивал промышленность, торгов лю, укреплял армию и флот, но и «по-от цовски образовывал, воспитывал народ, д у ховно готовил его к будущим историческим свершениям, к судьбе великой, славной... Царь-вождь, формирующий духовный, нравственный облик народа,—вот она, тема кандидатской! Выделить гуманистическую сферу деятельности Петра, все, за что был он позже наречен именем «отца отечества»! «Петр Первый — духовный вождь и воспи татель народа» — так и назвать диссерта цию». Однако «назвать» оказалось куда легче и проще, чем наполнить этот тезис живым историческим материалом. Собственно, ма- териала-то оказалось предостаточно, но чем глубже погружался Сергей в первоис точники, чем скрупулезнее изучал докумен ты петровской эпохи, тем все большее смя тение охватывало его. Не гуманным «отцом отечества» предстал перед ним царь, а жестоким деспотом, палачом, истязавшим и казнившим тысячи и тысячи неповинных людей. Причем многие расправы, учинен ные Петром, были, как убеждается Сергей Никонов, просто-напросто бессмысленны, их не могла оправдать никакая «историческая необходимость». И молодой ученый реша ется на неслыханную дерзость — развен чать Петра, показать, что большинство его так называемых «великих деяний» были по сути кровавыми преступлениями. «Вре мя наводит ревизию старым истинам, и самая, казалось бы, незыблемая, но не ис тинная истина рассыпается в прах под при стальным взглядом науки. И ему, Никоно ву, выпал жребий сказать новые слова о личности Петра, о его величии и малости, его свершениях и преступлениях. Да, преступлениях, все надо называть своими именами,— иначе история останет ся легендой, а не наукой!» Конечно же, эти попытки героя переос мыслить, произвести переоценку, а точнее сказать уценку сделанного Петром Первым, выглядят и достаточно наивными и несосто ятельными (не случайно автор, дабы чита тель Не заподозрил его в солидарности со взглядами Сергея Никонова, в пространной сноске оговаривается, что его точка зрения на личность и деяния Петра иная). Однако В. Сапожников вовсе не стремится сделать главным идейным пунктом романа попыт ку развенчания Петра Первого и его рефор маторской деятельности. Суть здесь в дру гом, а именно— в столкнов.ении пытливой, беспокойной, творческой мысли с рутиной и косностью, которые буквально парализо вали в те времена нашу историческую на- уку.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2