Сибирские огни, 1988, № 3
вору в виде постановления Совмина, где черным по белому было напечатано: «При знать государственно важным изобретение инженера Лесных... Через восемнадцать месяцев пустить завод, рассчитанный на выплавку полумиллиона тонн металла в год...» Так разыгрался первый акт научно-про изводственной трагикомедии, закончившейся в итоге плачевным образом. История сама по себе, конечно, курьезная, нелепая, но в то ж е время драматическая и жестоко по учительная. Ибо в ней нашел отображение один из самых опасных вариантов процве тания лженауки, когда она, лженаука, полу чает самое высокое покровительство, вплоть до того, что «диктует» правительственное постановление. А. Бек, как уже сказано, приводит грозные строки этого постановле ния, подписанного самим Сталиным, и при этом обращает внимание на такую деталь: Сталин настолько уверовал в «идею» Л ес ных, что повелел «строжайше» засекретить и само изобретение, и все, связанное со строительством завода. Воспринимается это опять ж е как курьез: ведь крупнейшие спе циалисты-металлурги, досконально изучив шие способ Лесных, признали его не только технически несостоятельным, но и неориги нальным. Как замечает Василий Данилович Челышев, Лесных изобрел по сути велоси пед, ибо в мировой металлургии уже неод нократно выдвигались подобного рода идеи... Понимает всю вздорность, абсурдность этого «новаторства» и Александр Леонтье вич, тоже прекрасный специалист в области металлургии. Понимает, но тем не менее со всей присущей ему энергией руководит этим позорным, расточительным строитель ством. Положение, в каком оказался этот умный, инициативный руководитель, воис тину хуж е губернаторского. Знать, знать прекрасно, что громадные средства, десятки миллионов рублей, так необходимых стране на многочисленные нужды, идут на ветер, и непосредственно заниматься швырянием этих миллионов — что может быть унизи тельнее и горше для такого человека!? Однако писатель, везде и всюду соблю дая историческую правду, показывает де лового, исполнительного Александра Леон тьевича как типичный «продукт» сталин ской эпохи. Онисимов по натуре своей — человек творческий, мыслящий, отличный специалист и организатор. Однако, пребывая долгие годы на всевозможных наркомов- , ких постах, он сам не заметил, как пода- ил в себе творческое начало, утратил спо собность мыслить критически, улавливать новые веяния, новые идеи в науке и техни ке. Александр Леонтьевич даж е гордился этой своей способностью не рассуждать, а действовать, незамедлительно выполнять все идущие сверху указания. Того же самого он всегда требовал и от своих подчиненных. «Снимая стружку» с Головни-младшего, ре шившего у себя на заводе произвести не сколько экспериментов, он строго внушает: «...Директор, как и любой из нас, лишь исполняет службу, служит государству. И использовать служебное положение для всяких своих фантазий, фиглей-миглей ни кому в советской стране не дозволено». Думается, нет даж е смысла доказывать, насколько эти «честные заблуждения» в сущности своей порочны и вредны. Ибо не надо даж е быть специалистом, чтобы по нять: в науке и технике, как ни в каких других отраслях, требуются постоянный творческий поиск, смелое экспериментатор ство, сшибка различных мнений и т. п. Ведь наука и техника — двигатели прогресса, а какой может быть прогресс там, где нет ат мосферы творческого горения, где царит омертвелый бюрократизм, да еще зиждя- щийся на такой «прочной основе», как страх, запрет? Чтобы наглядно показать, к чему все это приводит, А. Бек вводит в роман еще одну сюжетную линию. Линию, можно сказать, прямо противоположную той, что связана с «изображением» Лесных. В романе наряду с лжеизобретателем по казан и настоящий изобретатель-новатор. Это уж е помянутый Петр Головня, один из представителей прославленной династии русских сталеваров. Возглавив в тридцать лет крупнейший в стране металлургический завод, Петр решил не только исправно вы полнять плановые задания, но и совершен ствовать саму технологию сталелитейного дела. С этой целью он, без ведома нарко мата, создал у себя на заводе две неболь шие домны-лаборатории. Однако внезапно нагрянувшая на завод комиссия во гла”е с самим Онисимовым не только запретила за ниматься экспериментами, но и поставила вопрос о снятии Головни-младшего с рабо ты. Вот этот эпизод в романе, в отличие от трагикомедии с «изобретением» Лесных, исполнен подлинного драматизма. Ведь за прет, выраженный к тому ж е в самой что ни на есть грубой, категоричной форме, ис^ ходит от Онисимова, человека, который отлично знает: не все, далеко не все еще отлажено в технологии сталеварения. И путь здесь может быть только один — по стоянное экспериментаторство, смелый по иск, что и предлагает Петр ГОловня. Одна ко все его доводы, все просьбы оставить хотя бы одну опытную домну, которая бу дет работать без всякого ущерба производ ству, разбиваются о непреклонное «нет»... Печально, но факт; тупым, бездушным солдафоном предстает Александр Леонтье вич в истории с Петром Головней, который в дальнейшем все-таки добился своего, со вершил выдающееся открытие в металлур гии, получившее мировое признание. Но еще более печально, что в этой истории оба — и Онисимов и Головня — стали жертва ми бюрократической системы, обращавшей людей в послушных роботов, лишавшей их возможности самостоятельно мыслить, про являть творческую инициативу. Так через две сюжетные линии — лже- изобретения, получившего «зеленую улицу» и обернувшегося полным конфузом, и на стоящего изобретения, с превеликим тру дом пробившего себе дорогу в жизнь,— А, Бек развенчивает легенду о сталинском «порядке», показывает всю его порочность, всю его государственную несостоятельность и политическую нецелесообразность. И сно ва, как и в случае с «Зубром» Д. Гранина и с «Белыми одеждами» В. Дудинцева, ро ман о людях науки и техники выходит д а леко за пределы «специальной» темы, во спринимается как' произведение, которое глубоко исследует один из самых сложней ших периодов нашей истории и преподносит тем самым серьезные, поучительные уроки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2