Сибирские огни, 1988, № 3
неспособность своих «научных положений», то не было бы никакой необходимости красть и присваивать чужие открытия, тем более открытия, сделанные его противни ками. Проще простого было бы на базе своего «учения» достичь нужных результа тов — ведь к этому времени все научные центры, лаборатории, учхозы находились в руках лысенковцев, работали по их мето дике. Но, как видно, нюхом опытного шар латана он прекрасно знал, что вся эта ши роко разрекламированная научная деятель ность чистейшей воды профанация, что ему рано или поздно грозит позорная участь «голого короля», если не удастся поживить ся чужими открытиями. Разоблачая Рядно и его приспешников, В. Дудинцев ставит их порой в комическое положение. Так, полным конфузом закон чилось вышеописанное торжество по случаю вручения «народному академику» чудо-вет ки. Кто-то из студентов сумел отломить кусо чек от ветки и препроводил его в одну из конспиративных лабораторий. Там сделали анализ и быстро разобрались что к чему: ока залось, ветку березы поразил гриб «экзоас- кус», который и «заставил березовые листы уменьшиться и принять несвойственный бере зе вид». А вскоре журнал «Проблемы бота ники» опубликовал небольшую статью под названием «Порождение одного вида дру гим или болезнь?» Статья была и крайне осторожной и публиковалась в порядке дискуссии. Однако Рядно опять же своим безошибочным нюхом почуял угрозу, понял: в этой на первый взгляд невинной «репли ке» заложена мина, способная взорвать, разнести в щепки лысенковское учение. И далее комическая история с чудо-веткой развивается уж е по законам иного жанра. Стоило лишь Рядно за чашкой чая пожа ловаться самому Сталину, рассказать о «вылазке» морганистов на страницах «Про блем ботаники», как следуют незамедли тельные суровые меры: редколлегия журна ла полностью сменяется, а вскоре на его страницах появляется опровержение «оши бочной» публикации. Думаю, не будет преувеличением сказать, что В. Дудинцев в этом эпизоде поднима ется до самых серьезных социально-истори ческих обобщений. Ведь такое было в оз' можно только в эпоху культа личности, когда беззаконие и произвол царили во всех сферах жизни. Культ личности был страшен не только тем, что, поправ ленин ские принципы руководства, власть в своих руках сосредоточил один человек, но еще и тем, что почти на всех участках народного хозяйства, экономики, культуры и науки сидели наместники, всесильные временщи ки, никому, кроме самого «великого вож дя», неподвластные. Причем утверждались на командных постах нередко, люди бес честные, беспринципные, конъюнктурщики и проходимцы. В этой связи хотелось бы обратить вни мание на интересные рассуждения полков ника госбезопасности Свешникова. «— Вообрази себе,— говорит старый че кист Федору Дежкину,— самого практично го, трезвого эгоиста — буржуя. Представь теперь, что его сбросили к нам на пара шюте. Экспериментально. Где-нибудь в са мом центре советской действительности... Что он будет делать в самом центре совет ской действительности? Жить-то хочет. И не как бог даст хочет жить, а хорошо. Фе дор Иванович, он прежде всего осмотрится. Внимательно изучит все и скажет; ого, и тут можно жить!.. Он будет делать то, что скорее всего приведет его к власти и к благам. Будет кричать наши специфиче ские слова. Есть такие слова, которые у со ветского человека все силы отнимают. Вот он их и начнет кричать. И получит то, что ему нужно». И далее: «Зло маскируется под добро! Парашютист, он же сначала пойдет в колхоз, на ферму, чтобы вывозить ся натуральным навозом. Чтоб потом мож но было говорить: «я — рабочая косточка». Это ведь ключ. Да еще какой! Ко всем дверям!» Полагаю, не требуется особых умствен ных усилий, чтобы довести эти рассужде ния до логического конца. Уж коли даж е сознательный враг, ловко, умело используя такой «ключ» ко всем дверям, вполне мо жет сойти за «красного» и даж е получить «власть и блага», то сколько же невежд, деляг, проходимцев сделали себе карьеру подобным образом?! Рассматривая лысенковщину в тесной связи с периодом культа личности, в «кон тексте» с теми беззакониями и жестоко стями, которые тогда имели место, нельзя не остановиться и на ее бесславном конце. В финале романа В. Дудинцев дает нам возможность насладиться картиной спра ведливого возмездия. Мы видим Касьяна Рядно, уж е снятого со своих высоких по стов, утратившего не только свое былое могущество, но и всеми презираемого, на ходящегося на положении подлеца, которо му демонстративно не подают руки. Однако развенчание, свержение с пьеде стала этого «кумира» оказалось возмож ным не только потому, что изменился кли мат, сама атмосфера в нашем обществе, приведшие к нормализации обстановки и в научной среде. Как и Д. Гранин в «Зубре», так и В. Дудинцев в «Белых одеждах» по казывают — борьба против лысенковщины началась задолго до XX съезда партий, ед ва ли не сразу, как только свершился «пе реворот»» в естествознании. Истинные уче ные оказались еще и настоящими бойцами: они не смирились, не сдались на милость победителю. Больше того — самые непри миримые отважились даж е на публичные выступления, где прямо заявляли о своем несогласии с учением Лысенко, о своей приверженности к традициям советской ге нетической школы. Правда, мужество это в тогдашних условиях граничило с безрас судством. Именно так поступил Натан Ми хайлович Хейфец, осмелившийся подверг нуть критике на ученом совете основные положения теории Лысенко. Но разве мог почтенный, заслуженный профессор предпо лагать, что научное поприще перестало быть ареной честной борьбы различных идей и направлений, что арена эта уже обагрена кровью «инакомыслящих», в числе которых оказались его учителя и наставни ки? Разве мог подумать, что спустя некото рое время он и сам пополнит собой список этих жертв?.. Однако дерзкий поступок старого профессора сослужил все же доб рую службу его единомышленникам и спод вижникам. Они быстро поняли: открытая борьба против лысенковщины грозит гибе лью им самим и полным уничтожением
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2