Сибирские огни, 1988, № 3
слова (например, поэма А. Твардовского «По праву памяти») были «дозволены» к печати. Зато успели увидеть свет десятки романов и повестей, где тема культа личнос ти раскрывалась односторонне и тенденци озно — в основном через изображение тю рем, лагерей и прочих мест не столь отда ленных. Больше того: многие писатели пы тались объяснить это сложное явление тем, что Сталину слепо верили и безоговорочно доверяли, что его преданно, беззаветно любили все без исключения, начи ная от наркома и кончая простым колхозником. Впоследствии появилась д а же концепция: мол, Сталин был «невиновен» в том, что его почитали и боготворили, культ личности сложился стихийно, помимо его воли; а что касается массовых репрессий, то Сталин о многом, творившемся за его спиной, прОсто-нанросто не знал — слишком занят был важными государственными де лами. Однако история сохранила факты и сви детельства, утверждающие прямо противо положное. Еще при жизни Сталина, в са мый «пик» его славы и могущества, нахо дились люди, которые подвергали критике его диктаторские амбиции и осуждали непосредственно его за кровавые расправы над многими партийными и советскими ра ботниками, деятелями культуры и науки. Самый наглядный пример тому — письмо Ф. Ф, Раскольникова Сталину, частично опубликованное в журнале «Огонек» (№ 26, 1987 г.) Член партии с 1910 года, видный советский военачальник и дипломат, Федор Федорович Раскольников в 1939 году опуб ликовал в заграничной прессе открытое пос лание Сталину, которое без всяких натяжек можно сравнить со всемирно знаменитыми письмами — памфлетами «Я обвиняю» Э. Золя и «Не могу молчать» Л. Тол стого. Примечательно, что в этом пись ме есть строки, имеющие самое прямое от ношение к нашему разговору о науке и лженауке. «Вы лишили советских ученых, особенно в области гуманитарных наук, минимума свободы научной мысли, без ко торой творческая работа становится не возможной. Самоуверенные невежды инт ригами, склоками, травлей не дают рабо тать ученым в . университетах и институ тах, лабораториях». Да, все так оно и было, как писал Ф. Раскольников. И тем большее уважение и восхищение вызывают ученые, которые не побоялись вступить в борьбу с этими «Самоуверенными невеждами», которые спустя много лет могли повторить слова Д . В. Лебедева: «...в тех условиях это бы ла борьба против культа личности». А условия были такие, что невольно вставали в памяти жуткие картины времен средневековой инквизиции. Недаром тот же Ф. Раскольников, обращаясь к Сталину, писал: «С помощью грязных подлогов Вы инс ценировали судебные процессы, превос ходящие вздорностью обвинения знакомые вам по семинарским учебникам средневе ковые процессы ведьм». И каким ж е мужеством надо было об ладать, чтобы во всеуслышание, как это сделал сам Д. В. Лебедев, заявить о вер ности своим научным убеждениям! «На собрании в ботаническом институте,— пи- шет Д . Гранин, — докладчик-лысенковец прямо спросил: «Неужели среди вас нет морганистов?» Встал Д. Лебедев: «Почему ж нет, есть, я морганист!» «Их было мно го,— добавляет автор,— тех, кто не отре кался, вставал». Впрочем, не только у генетиков в те го ды доставало мужества отстаивать свои взгляды и даж е вступать порой в кон фликт с «сильными мира сего». Вот еще один эпизод, ярко свидетельствующий о том, что видные наши ученые не мирились с ролью безропотных, послушных «винти ков», проявляя порой отвагу не меньшую, чем та, которую проявил великий мученик науки Д. Бруно. В свое время, сообщает автор, когда П. Л. Капицу «привлекли к работам над атомной проблемой, он столкнулся с Берией. Берия был груб, бесцеремонно и невежественно вмешивался в работу уче ных, кричал на Капицу. После одного из резких столкновений Капица написал воз мущенное письмо Сталину, не побоялся пойти на открытый конфликт со всесиль ным тогда министром. Жаловаться на Берию — поступок для того времени без рассудный. Мало того, со свойственной Капице открытостью он просил Сталина показать это письмо Берии. Разумеется, без последствий это не осталось...» П. Л. Капица лишь благодаря счастли вой случайности остался в живых, был «всего-навсего» отстранен от работы. Однако сколько ж е ученых в полном смысле слова стали Дж ордано Бруно XX века! Сколькие, предпочтя «костер», погиб ли в бериевских застенках и лагерях! Погиб ли, Но не сломились, не предали своих убеждений, не изменили самим себе. И это была борьба, настоящая борьба, которая, во-первых, разбивала в пух и прах леген ду о всеобщем страхе и покорности в пе риод сталинского режима, а во-вторых, уже тогда создавала реальные предпо сылки для разоблачения культа личности... «Их было много, тех, кто не отрекал ся...» И имена их заслуживают полного права быть вписанными золотыми буквами не только в историю отечественной науки, но и в историю нашего советского госу дарства — как имена борцов против всего темного, подлого, невежественного, что стояло на пути прогресса, демократии, справедливости. Роман В. Дудинцева «Белые одежды», как и повесть Д. Гранина, тоже проливает свет на трагедию, постигшую советскую генетическую школу, тоже исполнен и горьких откровений, и яростного гнева. Словом, точек соприкосновения у этих произведений немало. Однако нам придет ся вначале повести речь о различиях — приче.м различиях весьма существенных — с тем, чтобы выявить, вполне обозначить весь, так сказать, комплекс своеобразия обоих произведений. Прежде всего следует, конечно, отме тить принадлежность их к различным жан ровым «ведомствам». Повесть Д. Гранина, по всем признакам, относится к докумен тальной прозе; роман В. Дудинцева — вещь «чисто» художественная, хотя и опи рающаяся на события вполне реальные, освещающая определенный период в исто рии советской науьш. Это отличие, на мой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2